x x
menu

Трагедия «Фауст» – вершина творчества И. В. Гете и одно из самых выдающихся произведений мировой литературы

  • Жизнь и поэзия не распадаются
  • у него на два отдельных мира:
  • его жизнь была его поэзией, его
  • поэзия была его жизнью.
  • И. Тургенев.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне у жены имперского советника Катарины Элизабет Текстор-Гете родился ребенок без признаков жизни. Повитуха растирала новорожденного вином, пока ребенок не закричал. Если рождение человека связано с мифом, то миф его рождения связан с выбором: он знал, что миссия его в этом мире полна ответственности и толкала его назад.

Именно таким был приход в жизнь выдающегося немецкого и европейского поэта-просветителя Йоганна Вольфганга Гете, о жизни и творчестве которого русский писатель Иван Тургенев сказал: «жизнь и поэзия не распадаются у него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью». Сегодня мы начнем знакомство с обоими его мирами: жизнью и поэзией, которые подобно граням кристаллов поражают своим разнообразием и красотой. (Тему и эпиграф ученики записывают в тетради).

II. Работа над темой урока.

1. Сообщение учеников о жизни и творчестве Иоганна Гете (с опережающей задачей).

— Йоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье (дед Гете был  избран главой города, а отец имел титул  имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где   он   получил   хорошее образование.   Продолжил    обучение   в   Лейпцигском и Страсбургском университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и нажим», мечтал о новом немецком искусстве, свободном от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические поэзии, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст». В 1775 году восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Со временем сосредоточился на занятиях естественными науками, издал научные работы, написал художественные произведения. Исполинский литературный задел поэта состоит из 143 томов.

После 1788 года Гете отдалился от общественной жизни, считая ее мелочной и суетной, и целиком посвятил себя «вечному» - личному творческому усовершенствованию. Смысл жизни поэт усматривал в том, чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством человека. Поэт подружился с Шиллером. Гете стал директором Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, больше 13 лет был меценатом Веймарской кунсткамеры.

Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг   его   интересов   составляли   музыка,   рисование   и   изучение языков. Поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует лишь одна беда - это когда он увлекается идеей, которая не имеет ни единого отношения к настоящей жизни или же отвлекает от работы».

Вторая половина жизни поэта преисполнена творческой активности. Он возглавлял Енский университет, играл на клавесине и флейте, рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом паломничества просвещенных почитателей искусства и науки. В 1827 году Гете был избран почетным членом совета Харьковского университета. Сделал значительный взнос в развитие медицины, ботаники, орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии. Единственная тайна мира, неподвластная ни уму, ни воображению человека, по его мнению, - это тайна солнечного света. Гете объявил себя верующим солнцепоклонником.

Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, будто старалась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном склепе с Шиллером.

Вопрос к классу:

Что из услышанного вам больше всего запомнилось или поразило?

2. Ознакомление с трагедией «Фауст».

История создания.

«Фауст» - высочайшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт пришел в восхищение от средневековой легенды о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что забрал потом душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. Та истина, которую проповедовали авторитеты давности и о которой речь идет в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постигнуть истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. Образу Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную любознательность ума, стремление к осмыслению жизни.

Существующий в литературе сюжет об ученом-маге Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: пылко влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел способ объединения этих сюжетов: Рафаэль (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.

 

Проблемный вопрос: «Назовите источники, из которых Гете позаимствовал сюжет “Фауста”».

Запись в тетради.

Источники трагедии: народные легенды о докторе, волшебнике, чернокнижнике; распространенный сюжет: юноша соблазняет юную девушку и бросает ее; Библия, Книга Иова (легенда о праведнике, которого соблазнял сатана с разрешения Бога).

Особенности композиции произведения.

В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первая часть закончена 1806 года, вторая – в 1831 году.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - это будто три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокой цели; актер призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть сердцами людей; директор - деловой, практический - трезво оценивает действительность, от разговоров зовет к делу, к реальному воплощению на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог - «Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил, со временем - Рафаэль. Этот пролог открывается гимном могущественной природе, вечному движению и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и Мефистофеля относительно сущности человека.

В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и юной горожанки Маргариты (Гретхен). Влюбленные целиком полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог - нераздельные. Но природа не только величественная и прекрасная, она противоречивая и таинственная. Счастливая и прекрасная любовь заканчивается трагически.

Вторая часть произведения похожа на странствования чудесными островами. Фауст, живя вторично, старается постигнуть новую и странную для него жизнь и принять в ней посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит ее итог. Он убедился в высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, т.е. воплотить ее, построив город. Фауст также понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимая работа, активность души и пожизненная борьба за жизнь и волю. Фауст получает на небе полное прощение.

Проблемный вопрос: «Что вы можете сказать об особенностях композиции пьесы?».

 

Запись в тетради.

Особенности композиции:

2 пролога (завязка);

1 часть — 25 сцен (1806) — не разбитая на действия, как того требует форма драматического жанра;

2  часть —  5  действий  (1825–1831) —  многовато  для  драматического произведения.

Вывод: несценическая пьеса.

3. Индивидуальная работа.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать