Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Обломов и Штольц I. Принцип антитезы - характерная черта романов И. А.

Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое; 2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редними и деятельными: Петр Адуев - Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц - Обломов («Обломов»), Райский - Волохов («Обрыв»). П. Штольц - антипод Обломова: 1) общие черты: А) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»); Б) вероисповедание (православное); В) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлеве; Г) служба и быстрая отставка; Д) любовь к Ольге Ильинской; 2) различные черты: А) портрет (Обломов - «человек...

среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», в лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»; Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «цвет лица ровный», глаза выразительные) ; Б) родители (у Обломова - русские; «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»); В) воспитание (Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей», его воспитание носило патриархальный характер; Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»); Г) отношение к учебе в пансионате (Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели... за живое»; Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором» в своем пансионе); Д) дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет); Е) образ жизни («лежанье у Ильи Ильича... было его нормальным состоянием»; Штольц «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»); Ж) ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы); З) жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями; Штольц, выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд - образ, содержание, стихия и цель жизни»); И) взгляды на общество (Обломов считает, что все «члены света и общества» - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне; Штольц погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в обществе); К) отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь; Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум); Л) взаимоотношение и взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела, желал возродить к деятельной жизни); М) самооценка (Обломов постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура; Штольц был уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету); Н) особенности характера (Обломов - бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний; Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством). III. Значение образов Обломова и Штольца: 1) Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства; 2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера; 3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя; 4) неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. Художественный мир романа
I.

Роман «Обломов» в творчестве И. А.

Гончарова: 1) взаимосвязь трех основных произведений писателя («Обыкновенная история» - «первая галерея, служащая преддверием к следующим двум галереям или периодам русской жизни, уже тесно связанным между собою, то есть к «Обломову» и «Обрыву», или к «Сну» и «Пробуждению». И. А. Гончаров). II. Особенности художественного изображения действительности в романе: 1) особенности реалистического метода Гончарова: А) объективное изображение социальной картины общества; Б) бытописание, создание национального колорита; В) органическое проникновение мифологического материала в романное действие; Г) создание типичных, конкретно-исторических характеров; 2) особенности проблематики романа: А) социальные проблемы, отражающие противоречие патриархального и буржуазного укладов жизни; Б) нравственные проблемы, выраженные во взаимоотношениях героя с персонажами романа; В) историко-философская направленность, выводящая роман в сферу общечеловеческих, вневременных проблем; 3) особенности стиля автора: А) медленный ритм повествования-, способствующий глубокому проникновению в сюжетную канву; Б) исповедальный характер, высокая степень искренности в воплощении противоречивых черт героя, создающие доверительность отношений автора и читателя; В) психологическая глубина в постижении характеров; Г) предметная детализация в изображении обстановки действия и портретов персонажей. III.

Творческая индивидуальность Гончарова («... Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал - словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» И. А. Гончаров).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector