x x
menu

Тема «вольности» в лирике А. С. Пушкина

Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно. Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность. В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода «Вольность». Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.

Написана «Вольность» в традиционной форме оды, однако к концу XVIII - началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Бв.л, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в «Медном всаднике»).

Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное - Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли,  поэт выставляет   «тиранами»,  «увенчанными злодеями». Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей - тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев «простых», корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, - люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. «Самовластительный злодей», «злодеи увенчанный», «тиран» - разные имена одного и того же лица - монарха, ставящего себя выше закона. По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:

  • ...Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье.
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье...

Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной. Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение Закона. Но что же такое «Закон»?

  • ...Владыки! вам венец и трон
  • Дает закон - а не природа;
  • Стоите выше вы народа,
  • Но вечный выше вас Закон...

Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье - невеликая заслуга. Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество - вот задача монарха. Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону. И никому: ни народу, ни царю - нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон. Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.

У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме вольности. Некоторые из них мы здесь еще разберем. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание «К Чаадаеву». Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды «Вольность» и является как бы ее. продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:

  • ...Товарищ, верь, взойдет она.
  • Звезда пленительного счастья,
  • Россия вепря нет ото сна,
  • И на обломках самовластья .
  • Напишут наши имена!..

В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это «Птичка» и «Свободы сеятель пустынный...». В первом поэт утверждает, что высшая ценность - свобода, а высшее счастье - даровать кому-то свободу:

  • ...Я стал доступен утешенью,
  • За что на Бога мне роптать,
  • Когда хоть одному творенью
  • Я мог свободу даровать?

Во втором стихотворении - «Сеятеле...» - Пушкин сравнивает народы со стадами овец, а поэта - с пастырем. Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:

  • К чему стадам дары свободы?
  • Их должно резать или стричь.

Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение «Во глубине сибирских руд...». Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол), а остальные сосланы в Сибирь. Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название - «Послание в Сибирь»). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:

  • ...Храните гордое терпенье,
  • Не пропадет ваш скорбный труд
  • И дум высокое стремленье...
  • Поэт надеется, что:
  • ...Оковы тяжкие падут,
  • Темницы рухнут - и свобода
  • Вас примет радостно у входа,
  • И братья меч вам отдадут.

В 1828 году Пушкиным написано стихотворение «Анчар». Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе:

  • ...К нему и птица не летит,
  • И зверь нейдет...
  • ...Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом...

Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но «тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и

  • ...князь тем ядом напитал
  • Свои послушливые стрелы
  • И с ними гибель разослал
  • К соседям в чуждые пределы.

И заключительным стихотворением в условном цикле «Вольность» является «Памятник» (1836). В этом, одном из последних, своем стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что «долго будет тем любезен» он народу, что «чувства добрые... лирой пробуждал» и, что главное, «что в свой жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал...».

На этом, как мне кажется, можно поставить точку в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:

  • ...Волхвы не боятся могучих владык,
  • А княжеский дар им не нужен.
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен...
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать