x x
menu

Тема урока – Зимние образы в стихотворениях русских поэтов

Цели Уроков

Продолжение работы над составлением характеристик героев (образов).

Отработка навыков выразительного чтения.

Материал Для Чтения

1.А. С. Пушкин «...Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).

2. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Оборудование уроков

Картины русских художников: И. И. Шишкина, Н. С. Крылова, А. А. Келейникова.

Портреты А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова.

Карточки со словами, характеризующими образ зимы.

Аппликация зимнего пейзажа на фланелеграфе.

I. Проверка домашнего задания

1. Сравнительная работа по картинам И. И. Шишкина «Зима» и Н. С. Крылова «Зимний пейзаж»

Учитель. Дома вы сравнивали картины двух художников: Шишкина и Крылова. Что общего в этих картинах и чем они различаются? Начнем с общего.

Дети. — У этих картин общая тема — зимний пейзаж.

    Красота природы.

    Обновление природы.

    Чистота и свежесть.

Учитель. А чем эти картины различаются? Дети. — На картине Шишкина изображен лес, а у Крылова — люди.

    Картина И. И. Шишкина более застывшая: кажется, что жизнь здесь остановилась, а у Крылова — картина в движении.

    На картине Крылова больше простора, воздуха и света.

    И большее разнообразие цветов.

    А я хочу еще дополнить. Кажется, что художник Крылов остановил изображаемый момент на минуту, как в фильме, нажмешь кнопку пульта — и кадр останавливается, отпустишь — и все вновь задвигается и оживет. Так и здесь: кажется, что картина вотвот оживет.

Учитель. А как художнику удалось изобразить картину в движении?

Дети. — Мы видим здесь людей. Вот идет женщина, она не стоит, а идет.

    А навстречу ей идет парень, он ведет лошадку. Они тоже изображены в движении: вот лошадка приподняла ногу, чтобы сделать следующий шаг. Человек тоже шагает.

    А чуть дальше — встретились две женщины. Видно, что они о чемто оживленно разговаривают.

Учитель. Верно, изображая на картине людей, художник как будто вдохнул в нее жизнь, и вы это заметили.

Дети. — А я еще хочу сказать о различии этих двух картин: у Шишкина зима сказочная, здесь как будто волшебник поработал, преобразил лес, и он стал похож на заколдованное царство. Мы видим величественные сосны, их тяжелые от снега ветви. Они похожи на сказочных великанов. Фигурки кустов и елочек в снегу похожи на загадочных существ.

— На картине Крылова зима обычная, на ней изображена повседневная жизнь.

Учитель. Вот сейчас вы о зиме заговорили не как о времени года, а как о какомто живом существе, об образе. Давайте еще раз охарактеризуем этот образ, расскажем, какая зима на первой картине и какая — на второй.

Вот здесь у меня есть карточки со словами, но я их нечаянно перемешала, и вы мне поможете соотнести слова, характеризующие зиму, с этими картинами.

(Учитель берет одну карточку за другой и называет слово, записанное на ней, а учащиеся определяют, с какой картиной оно больше сочетается. Учитель прикрепляет эти карточки рядом с картиной:

      Зима у Н. С. Крылова

    Зима у И. И. Шишкина

Учитель. А теперь давайте пофантазируем: представим себе, что картина действительно ожила.

Что бы произошло? Какие звуки вы бы услышали? Какой разговор мог бы состояться между героями картины? Какие ощущения были бы у вас, если бы вы вдруг очутились в этой обстановке?

(Ребята обмениваются своими предположениями. Можно им предложить разыграть сценкиминиатюры.)

2. Чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы»

(Поскольку ребята учили не весь текст, а только понравившиеся им четверостишия, учитель предлагает детям объединиться в группы и прочитать стихотворение наизусть целиком.)

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Учитель. Сегодня мы продолжим чтение стихов о зиме. Посмотрим, какой она изображена у Пушкина.

2. Чтение учителем стихотворения

Учитель. Я вам прочитаю стихотворение, а вы расскажете, какой вы представили зиму в своем воображении. (Учитель читает текст.)

3. Беседа после чтения

(Ребята обмениваются своими впечатлениями от стихотворения.)

4. Чтение стихотворения с анализом

Учитель. Давайте посмотрим, сколько логических частей в тексте можно выделить.

(Дети читают стихотворение еще раз и выделяют логические части.)

Учитель. А теперь найдите в тексте еще один образ природы, который изображен Пушкиным.

Дети. — Я нашел. Это образ ветра, он тоже как живой: «дохнул», «завыл».

— А я заметила, что и в этом стихотворении образ ветра похож на образ бури из стихотворения «Зимний вечер», даже слова автор использует одни и те же: «Завыл» — «Завоет».

Учитель. А как поэт называет ветер в этом стихотворении?

Ученица. «Север»:

«...Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл...»

Учитель. А теперь вчитайтесь в первые строчки: можно здесь услышать вой ветра? Давайте вспомним, как за окном ветер шумит и воет. Изобразите его звуками.

(Ребята имитируют вой ветра, изображая живую звуковую картинку.)

Учитель. Посмотрите, нет ли таких звуков в словах текста.

Ученик. Есть, в словах «дохнул», «завыл» автор изображает вой ветра звуками [у], [ы].

Учитель. Теперь посмотрим, как волшебница зима преобразила землю. Прочитайте, сколько картин она нарисовала.

Дети. — Я увидел четыре картины.

    А у меня их получилось пять.

    А у меня их только три. Учитель. Прочитаем первую картину.

Как правило, учащиеся читают с ошибочной расстановкой пауз:

Пришла, рассыпалась; клоками I Повисла на суках дубов... I И учитель эту ошибку должен обыграть.

Учитель. А как вы представляете себе эту картину?

Ученик. Зима насыпала много снега на деревья, а на сучьях повисли целые снежные клоки.

Учитель. А «клоки» — это что?

Ученик. Это большие слипшиеся комья снега.

Учитель. А такие комья разве можно рассыпать? Быстрее всего их можно разбросать, а не рассыпать.

Давайте посмотрим, как Пушкин, рисуя эту картину, оформил ее в стихотворной речи с помощью знаков препинания.

Дети. — Он после слова «пришла» поставил запятую, а после слова «рассыпалась» — точку с запятой.

Учитель. Вот видите, значит, на этих знаках необходимо остановиться. Такие остановки при чтении называются паузами.

А теперь прочитаем эти две строки с паузами на знаках. Какая картина получится? Опишите ее своими словами.

Дети. Зима пришла и рассыпалась везде по земле белоснежным ковром, а на деревья навешала огромные комья снега.

Учитель. А теперь давайте такую картину изобразим.

(Учитель прикрепляет к фланелеграфу силуэты деревьев, а дети по тексту должны эту картину сделать зимней: они под деревьями «землю» накрывают белыми полосками бумаги — «снегом», а к веткам и сучьям деревьев прикрепляют комочки ваты.)

Учитель. А теперь давайте уберем из текста паузу после слова «рассыпалась». Изменится картина? Давайте изобразим ее на фланелеграфе по этому тексту.

(Ребята снимают комочки ваты с деревьев и прикрепляют их под деревьями, на «земле», и комментируют:

— Получится подругому: зима пришла и рассыпалась по земле клоками, а сама повисла на суках дубов.)

Учитель. Вот видите, какое значение имеет пауза и умение ее соблюдать.

Итак, паузы — это остановки в речи. Они бывают разные по длительности: короткие, средние и длинные.

Короткую паузу мы обычно делаем там, где стоит запятая, средняя пауза придает законченность мысли — ее мы соблюдаем на месте точки или точки с запятой. Длинная пауза всегда бывает в конце абзаца или части.

Давайте сделаем разметку пауз в тексте, который мы только что прочитали, то есть в начале стихотворения. Короткую паузу мы обозначим пунктирной палочкой ( ), среднюю одной палочкой ( |), а длинную двумя (II).

«...Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. II Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов... |

Учитель. А теперь прочитайте следующую картину. Как вы ее себе представляете?

Ученица. Я представляю так: снег покрыл землю, он везде: на полях и небольших возвышенностях. Снежный покров автор сравнивает с ковром.

Учитель. Читаем дальше и нарисуем эту картину своими словами.

Ученик. Река замерзла, и снег засыпал ее так, что ее не стало видно: все вокруг стало одинаково белым и пушистым — и берег, и сама река.

Учитель. А как вы понимаете выражение: «пухлой пеленою»?

Ученик. Это значит — пушистым снежным покрывалом.

Учитель. А как вы думаете, поэту нравится это время года?

Ученик. Я думаю, что нравится.

Учитель. А он прямо говорит об этом или вы догадываетесь?

Ученик. — Да, он говорит прямо:

«...И рады мы

Проказам матушкизимы».

— А еще он говорит это выразительными, «рисующими» Словами, так что можно догадаться, что зима ему нравится.

Учитель. А почему автор употребил такое странное выражение? Разве мороз может блистать?

Ученик. Да, я наблюдал, что мороз, как правило, бывает в ясную, солнечную погоду, а на солнце снег бывает особенно красивым: он блестит, переливается разноцветными искорками, поэтому автор говорит о морозе, что он «блеснул».

5. Соотнесение словесного и зрительного образов

Учитель. А теперь давайте соотнесем пушкинский текст с картинами художников: какие картины вы подписали бы строчками из этого стихотворения?

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать