Тема урока «Весело текли вы, детские года…»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цели Уроков

Знакомство учащихся с изображением в художественном произведении детства как самой счастливой и беззаботной поры в жизни человека.

Повторение «секретов» художественного текста, с которыми ученики познакомились в 1м классе.

Подведение учащихся к осознанию воспитательного воздействия художественных произведений.

Материал для чтения

И. 3. Суриков «Детство».

Оборудование уроков

Написанные на листе ватмана «секреты» художественного текста из учебника «Литературное чтение» для 1го класса.

Рисунки детей.

1. Вступительная Беседа

(Учитель раздает детям учебники и предлагает их рассмотреть.)

В учебнике первым дано стихотворение М. В. Шестерикова «Детство, детство, заря туманная...». Мы начали работу со стихотворения И. 3. Сурикова «Детство», поскольку считаем это более логичным: на первых уроках поговорить о детстве, о детских забавах, играх, о детских впечатлениях, а на следующих уроках — о книгах и их роли в жизни ребят (при чтении стихотворения М. В. Шестерикова и отрывка из повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багровавнука»).

Учитель. Ребята, перед вами учебник «Литературное чтение» для 2го класса. Рассмотрите его. Похож ли он на учебник для 1го класса?

(Ребята рассматривают учебник и обмениваются впечатлениями.)

Учитель. Молодцы, ребята, хвалю вас за наблюдательность и любознательность: вы многое успели заметить и отметить буквально за несколько минут. И даже вспомнили автора, который вам подарил такой замечательный учебник. В первом классе вы с его помощью открыли важные «секреты» художественных произведений. Давайте их вспомним.

(Ребята вспоминают пять «секретов» художественного текста. Чтобы помочь им в этом, можно предложить найти эти «секреты» во вступительной статье к учебнику на стра нице 4, но лучше вынести их на доску, или, что более эффективно, написать на большом листе ватмана и использовать на следующих уроках литературного чтения.)

Учитель. Учебник для 2го класса откроет нам новые «секреты» художественных книг, поставит новые задачи и проблемы. Какие? Вы узнаете о них, когда прочитаете обращение к вам автора учебника. Особое внимание обратите на 2й и 3й абзац текста.

(Ребята читают начало вступительной статьи на странице 3, после чего учитель продолжает беседу.)

Учитель. Так о чем же расскажет вам учебник в этом году, чему научит?

(Ученики обмениваются полученной информацией.)

Учитель. А теперь откроем 1ю главу учебника и прочитаем, как она называется.

(Ребята читают название главы.)

Учитель. А кто автор этих слов? Прочитайте хором!

Дети. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А как вы понимаете смысл начальной строки «В начале жизни...»?

Ученик. Это значит — в детстве.

Учитель. Таким образом, о чем пойдет речь в 1й главе?

Ученица. О детстве и о школе.

Учитель. А теперь прочитайте самостоятельно информацию, напечатанную в начале главы. На какие вопросы нам предстоит ответить при чтении художественных текстов, помещенных в этой главе?

(Ребята читают вступительную статью.)

Учитель. Эту главу мы начнем со стихотворения русского поэта XIX века Ивана Захаровича Сурикова «Детство». Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы попробуйте представить себе картины детства поэта.

2. Чтение учителем стихотворения

3. Беседа после чтения

Учитель. Так что же вспоминает автор из своего детства?

(Дети обмениваются своими впечатлениями.)

Учитель. А как вы поняли: было детство мальчика, героя стихотворения, счастливым?

Дети. Да!

Учитель. Давайте найдем в тексте подтверждение вашему ответу. Для этого прочитаем стихотворение еще раз.

(Дети читают стихотворение по логически законченным частям с их анализом.)

4. Работа над первой частью стихотворения

Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

Учитель. А где происходило событие?

Ученик. В деревне.

Учитель. В наше время или давно?

Ученица. Давно, вы же сами сказали нам, что поэт жил в XIX веке.

Учитель. А от чьего имени рассказывает автор: от своего имени или от имени героя? Чем вы можете доказать?

Ученик. От своего, автор употребляет слова «я», «моя», «мой».

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с вами повторы не оченьто одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. — Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...

    На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.

    Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.

    Поэт как бы указывает этим словом на чтото важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Учитель. А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок — хлоп!»?

Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.

Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

Ученица. Плохо. Ему было холодно:

«Все лицо и руки Залепил мне снег...»

Ученик. И больно ему было.

Учитель. А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. «Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..»

Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? Дети. — Да!

— И очень часто!

Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы.

Ученица. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.

Ученик. И все неприятности и огорчения быстро забываются.

Учитель. А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, — ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы — это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Учитель. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

5. Работа над второй частью стихотворения

Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2ю часть стихотворения.)

Учитель. Какие слова были для вас не совсем понятными?

(Учитель знакомит учащихся с толковым словарем, помещенным в конце учебника, и объясняет, как им пользоваться. Дети находят в словаре значения слов «ветхий» и «смежить».)

Учитель. А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

Ученик. О сказках.

Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Ученик. Я догадался: это сказка «Иванцаревич и серый волк».

Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. — Ему было страшно: «Сердце так и мрет», то есть сердце у него замирало от страха.

    А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.

    А я всетаки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: «Я прижмусь к старушке...», значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

«А в трубе сердито Ветер злой поет»?

Ребята. — Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.

— А может быть, мальчику ветер тоже представился сер
Дитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой «секрет» мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

6. Работа над иллюстрацией

Учитель. А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Какой момент из текста она отражает? Найдите эти слова и прочитайте.

(Дети читают.)

Учитель. А удалось ли художнику передать чувства и настроения мальчика, о которых мы прочитали в тексте? Если да, то как? Обратите внимание на глаза героев.

(Ребята высказываются по содержанию иллюстрации и соотносят ее с текстом.)

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. — «Тихо речь журчит». Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.

    А еще очень складно...

    «Складно да ладно».

— А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ру
Чейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово «журчит», а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово — «журчит»? О какой речи можно так сказать?

Дети. — О плавной и красивой...

    О тихой и приятной...

    О правильной, ровной.

    О связной...

Учитель. Верно. Сравнение человеческой речи с журчанием воды есть и у Пушкина. Вспомните, о ком он так говорит:

«Сладку речьто говорит,

Будто реченька журчит».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector