Тема урока – Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и К. Д. Бальмонта

Цели урока

Обучение школьников сопоставительному анализу лирических произведений.

Продолжение работы по поиску в тексте слов и выражений, рисующих разные чувства и настроения.

Отработка у детей навыков выразительного чтения стихотворений с различной интонацией.

4. Подготовка второклассников к творческой работе по
Написанию сочинений.

Материал для чтения

К. Д. Бальмонт «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Оборудование урока

Фонозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Картины И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень».

Таблица «Словарь настроений».

I. Проверка домашнего задания

Чтение по учебнику или наизусть стихотворения И. А. Бунина «Листопад» с обсуждением

(При обсуждении обращается внимание на то, сумел ли чтец передать чувства и настроение автора и свое.)

Написанные детьми дома рассказы на данном уроке не заслушиваются. Учитель собирает работы, проверяет их, а потом проводит анализ на специально отведенном уроке чтения, русского языка или развития речи.

Обсуждение творческих работ учащихся проводится по следующим критериям, заранее записанным на доске:

Соответствует ли название рассказа основной теме?

Есть ли в тексте «лишняя» информация, не относящаяся к теме, выраженной в заглавии?

Есть ли в тексте «рисующие» слова, или это простая информация — перечисление событий и сезонных изменений в природе?

Сумел ли передать автор сочинения свои чувства и настроения, свое впечатление от увиденных им осенних картин? Почувствовали вы это?

При анализе работы читаются вслух в откорректированном виде. Но сначала они выдаются школьникам на руки, 12 минуты ребята просматривают исправления учителя, его пометки, еще раз прочитывают текст от начала до конца. Затем, если стилистических поправок мало, сочинение зачитывается самим учеником, при многочисленных исправлениях текста можно его оставить на доработку, либо прочитать самому учителю. Стилистические и другие ошибки на этом уроке обговаривать не следует, т. к., вопервых, может нарушиться целостность работы над темой и художественными средствами сочинений, а вовторых, отработка стилистики построения предложений должна проводиться отдельно.)

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы и постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы будем наблюдать, все ли авторы, изображая одно и то же время года, одинаково к нему относятся. Но вначале я хочу обратить ваше внимание на то, что тема осени не оставляет равнодушным не только поэтов, художников, но и музыкантов.

Известный русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Времена года», одна из которых называется «Октябрь. Осенняя песня». Вы уже видели, как это время года изображено в сти

хах, на картинах русских художников, а теперь послушайте, как звучит осенняя тема в музыке. Попробуйте определить, какое чувство передает композитор.

2. Прослушивание музыки П. И. Чайковского

(Ребята слушают отрывок из пьесы, затем обмениваются впечатлениями.)

3. Знакомство со стихотворениями К. Д. Бальмонта и А. С. Пушкина

Учитель. А теперь прочитаем стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта и Александра Сергеевича Пушкина. Они имеют одинаковое название — «Осень», — по которому можно судить, что речь в них идет об одном и том же: об осени, об осенних приметах и картинах. Прочитайте стихотворения самостоятельно и посмотрите, есть ли в них одинаковые картины, подчеркните их.

Будет лучше, если дети познакомятся со стихотворениями самостоятельно, т. к. чтение учителя может послужить подсказкой и выведет детей на то, что стихи эти разные по настроению. Необходимо, чтобы ребята сами нашли доказательства в тексте и сделали вывод из своих наблюдений.

4. Беседа после чтения

(После того как ребята прочитали стихотворения, они обмениваются впечатлениями: отмечают сходство двух произведений, выраженное в описании примет осени.

У К. Д. Бальмонта I У А. С. Пуш^йн^

«Стали дни холоднее» «.. .и первые морозы»

«Все деревья блистают «В багрец и золото одетые леса...»

В разноцветном уборе

«Солнце реже смеется» «И редкий солнца луч»

5. Наблюдение за отношением авторов к осени

Учитель. А теперь понаблюдаем, как авторы относились к осени. Например, нравилась такая осень Бальмонту? Найдите в тексте слова и выражения, которыми вы сможете подкрепить свое мнение.

(Дети перечитывают текст и находят в нем грустные мотивы в описании картин осени; автор говорит об этом прямо:

«В сердце только грустнее»; «Стаи птиц улетают Прочь за синее море».

Его не радуют даже деревья, которые «блистают» «в разноцветном уборе», потому что нет прежнего тепла («Солнце реже смеется»), не пахнут цветы («Нет в цветах благовонья»).

Мимо внимания второклассников не прошли и, как они выразились, самые печальные слова, которыми автор завершает стихотворение:

«Скоро осень проснется — И заплачет спросонья».

Из наблюдений дети делают выводы, что поэту Бальмонту не нравится осень, ему грустно, красота осеннего леса не утешает поэта, он не скрывает своих чувств и прямо говорит о них читателю.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание № 2 после текста: попробовать прочитать стихотворение поразному: сначала весело, а потом грустно. После чтения ребята приходят к выводу, что веселые интонации не подходят к содержанию этого стихотворения и что читать его надо грустно, в медленном темпе.

Несколько минут уделяется выразительному чтению стихотворения.

Далее проводится работа над стихотворением А. С. Пушкина.

Вначале учитель выясняет у детей, все ли слова им знакомы. Если ребята таких слов не назовут, учитель просит их объяснить значение некоторых слов, уточняет их ответы, составляются цепочки слов.

очи — очарование;

багрец — багровый — багряный;

сень — покров деревьев;

мгла — непрозрачный воздух.

Затем дети читают текст вслух небольшими отрывками.

После чтения первой строки учитель обращает внимание учеников на противоречивые, стоящие рядом фразы: «унылая пора» и «очей очарованье». Учитель просит высказать свое мнение по поводу этого.)

Дети. — Наверное, автор хотел начать свое стихотворение с того, что осень — действительно унылое время года, с холодами и дождями, с увяданием природы. Но уже в следующей фразе Пушкин показывает свое личное отношение к этой поре и что ему осень очень нравится.

— Автор не скрывает своего восхищения, оно выражено
В восклицании поэта: «Очей очарованье!»

Учитель. Давайте посмотрим дальше, так ли это.

(Ребята прочитывают следующие две строки и видят, что здесь автор прямо говорит о своей любви к этому времени года:

«Приятна мне твоя прощальная краса — «Люблю я пышное природы увяданье...»

Учитель. А как вы объясните выражение: «прощальная краса» и «пышное природы увяданье»?

Дети. — Это пора золотой осени, такие картины мы видим и у художников Левитана и Остроухова.

    В эту пору деревья необычайно красивые, хотя эта красота — начало их увядания: листья облетают. Поэтому автор такое увядание природы называет пышным, то есть богатым.

    А я нашел одинаковые картины у Пушкина и у Бунина. Давайте сравним:

«Лиловый, золотой, багряный» — у Бунина. «В багрец и золото одетые леса» — у Пушкина.

— Авторы пишут похожими словамикрасками о лесе,
И им одинаково нравится такой осенний лес.

Учитель. А теперь прочитайте стихотворение до конца и найдите, что же еще нравится Пушкину в осени и почему. Попробуйте объяснить это своими словами и со ссылкой на текст.

Дети. — Автор говорит, что ему все нравится в осени: «ветра шум» и «свежее дыханье» — ему легко дышится в эту пору на свежем воздухе.

    И даже то, что иногда не нравится другим, его радует: «небеса», покрытые «мглой волнистою», и то, что солнце посылает свои лучи все реже («редкий солнца луч»), и «первые морозы».

    И то, что скоро наступит зима:

«...И отдаленные седой зимы угрозы».

Учитель. А как вы понимаете последнюю строчку?

Дети. — Словом «отдаленные» автор показывает, что зима еще не скоро наступит, но «седой зимы угрозы» — стужа и холод, сильные морозы, снега и метели — будут обязательно.

Учитель (обобщает ответы детей). Таким образом, мы видим, что только в первых словах Александр Сергеевич Пушкин называет осень «унылой порой», но в дальнейшем от грусти и уныния не остается и следа. Даже приближение зимы у поэта изображено както бодро и радостно, и угрозы зимы ему не страшны.

И действительно, ребята, из всех времен года осень была для Пушкина самым любимым. И не только потому, что оно несет с собой красоту («пышное природы увяданье»), а и потому, что осенью ему легко дышалось и легко писалось. Именно осень была самой благодатной и плодотворной порой, когда он написал много прекрасных произведений.

6. Соотнесение словесного и зрительного образов

(Учитель предлагает учащимся найти в тексте стихотворений И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта и А. С. Пушкина строчки, которыми можно подписать картины И. С. Остроухова и И. И. Левитана.

Дети находят:

«Все деревья блистают В разноцветном уборе». (К. Д. Бальмонт)

«Унылая пора! Очей очарованье».

«В багрец и золото одетые леса...»

«В их сенях ветра шум и свежее дыханье...»

(А. С. Пушкин)

«Лес, точно терем расписной...»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент