x x
menu

Тема урока – Образ матери в воспоминании писателей

Цели урока

Знакомство учащихся с основными нравственными проблемами и вопросами, рассматриваемыми в третьей главе.

Формирование представлений учащихся о роли матери в жизни каждого человека, о материнской любви.

Закрепление умений школьников определять микротемы в логических частях художественного текста.

Подготовка ребят к написанию минисочинений по особому композиционному образцу.

Материал для чтения

Ю. Я. Яковлев «Мама».

I. Минуты поэзии

Чтение стихотворений наизусть

(Дети читают наизусть стихотворение В. Д. Берестова «Если хочешь пить», а также другие стихотворения, которые изучались ими на предыдущих уроках, но не были прочитаны изза нехватки времени или по какойлибо другой причине.

Кроме того, ребята могут прочитать и другие, любимые стихотворения, — такие минуты поэзии при изучении на уроке прозаических произведений способствуют созданию в классе лирической атмосферы.)

П. Работа над новым материалом

1. Знакомство учащихся с новой главой

Учитель. Ребята, сегодня мы начинаем новую главу. Прочитайте ее название.

(Дети читают название главы.)

Учитель. О чем пойдет речь в текстах, помещенных в этой главе? Прочитайте установочную статью.

(Ребята читают вводную статью и отвечают на вопросы:

О каких взрослых пойдет речь в этой главе?

Кто из этих взрослых самый родной и близкий человек? Почему? Найдите ответ в тексте.

Как вы понимаете смысл последнего предложения: «Все знают, что именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем, что мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту».)

Учитель. Давайте подчеркнем карандашом эти мудрые слова: к ним мы еще вернемся, когда будем читать следующие тексты.

А сейчас мы познакомимся с воспоминанием о своей маме писателя Юрия Яковлевича Яковлева и найдем в нем подтверждение главных слов о маме, которые мы только что подчеркнули.

2. Чтение учителем рассказа Ю. Я. Яковлева «Мама»

Очень важно при чтении передать яркую лирическую интонацию, которой проникнуто произведение, поэтому первый раз текст следует прочитать учителю.

3. Беседа после чтения

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

От чьего имени написан текст?

К кому обращается писатель? Найдите доказательства в тексте.)

4. Повторное чтение текста. Деление текста на части

(Дети самостоятельно читают текст и делят на части, что не составит большого труда, т. к. в тексте четко выделяются четыре абзаца. Однако нашлись и такие ребята, которые выделили по смыслу повествования три части и даже две. Все варианты обязательно обсуждаются, аргументируются.)

Учитель. Большинство ребят выделили четыре части. Давайте их прочитаем вслух еще раз и выделим главную мысль.

5. Чтение текста по выделенным частям С Анализом

1я часть Учитель. О чем вы прочитали?

Ученица. Мы прочитали о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза. Учитель. А с каким чувством он вспоминает? Дети. — С чувством нежности...

С лаской и любовью...

С волнением...

Учитель. В каких словах вы нашли эти чувства? Дети. — Автор говорит о мамином голосе и что его можно услышать...

...И что мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной».

Для каждого человека голос его мамы самый дорогой: его «не спутаешь ни с одним другим».

А я заметила, что в этой маленькой части автор несколько раз повторяет слово «мама»: это слово стоит в самом начале части, а дальше — «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза».

Учитель. А это хорошо или плохо? Ведь мы к повторам не оченьто хорошо относимся?

Дети. — Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.

Ученик. Он как бы усиливает эти чувства многократными повторами. Мы уже говорили о таких авторских «секретах», когда читали рассказы и стихи о дружбе.

Учитель. Давайте уберем из последнего предложения повторы слов и прочитаем без них. Что получилось?

Ученик. Получилось хуже: простые перечисления слов («голос», «руки», «глаза»). Потерялись авторские чувства и отношение к маме.

Учитель. А как бы вы озаглавили эту часть?

(Дети подбирают заглавия:

«Дорогой образ мамы».

«Родные мамины черты».

«Мамин голос».

И т. д.)

2я часть Учитель. Какова главная мысль этой части? Дети. Здесь говорится о том, что мама — это человек, который больше, чем ктото другой, понимает детей и заботится о них.

А я заметил, что в этой части такая же главная мысль, что и в последнем предложении вступительной статьи, которую мы подчеркнули карандашом: мама «вводит нас в мир и помогает освоиться в нем».

И что мама «умеет любить и жалеть, прощать и помогать» детям в трудную минуту.

Учитель. И как бы вы озаглавили эту часть? Дети. — «Мама всегда рядом».

«Мама и научит и поможет».

«Мама открывает мир».

«Мама вводит в жизнь».

«С мамой по жизни».

— «Ничего не страшно с любимой мамой».

И т. д.

3я часть Учитель. Какие чудеса открыла мама? Ученик. Она показала, как цветет багульник. Учитель. А что такое «багульник»? Дети. — Это такое растение с сиреневорозовыми цветочками и сильным запахом.

— Его веточки часто продают, и если веточку поставить

В воду, она зацветает и приятно пахнет.

Учитель. А вы видели, как растет багульник в природе? Дети. — Нет, здесь, у нас, он не растет.

— Его привозят откудато издалека, с востока, мне ба

Бушка говорила.

И мама решила показать это редкое чудо своему сыну. Учитель. Какое заглавие вы придумаете к этой части? Дети. — «Мамина веточка».

«Чудесное растение».

«Чудоветочка».

«Багульник».

(Учитель записывает на доске заглавия.)

Учитель. А какое из этих заглавий вам кажется лучшим? Почему?

Ученица. Я думаю, что «Мамина веточка», потому что все остальные заглавия говорят о растении, о багульнике, о чудесной веточке, но здесь главное, что это именно мамина веточка. И автор вспоминает об этом с любовью.

Учитель. А это ничего, что мы в каждом пункте повторяемся: «Мамин голос», «Мама открывает мир», «Мамина веточка»?

Дети. — Нет, это, наоборот, хорошо: ведь у автора тоже много повторов этого слова в тексте.

И повторы здесь несут смысловую нагрузку, они говорят о чувствах.

А я заметил, что все части, которые мы прочитали, начинаются со слова «мама».

Учитель. Да, интересно! А почему? Дети. — Наверное, это тоже авторский «секрет»: начинать новую часть с главного слова.

И этим привлечь внимание читателя к главной мысли.

И к главным чувствам.

Учитель. Молодцы, что заметили. Да, действительно, это одна из особенностей построения текста. Запомните ее, и она вам вскоре пригодится.

4я часть Учитель. О каком новом чуде рассказал автор? Дети. — О снежинке.

О том, как мама помогла увидеть первую снежинку.

И научила внимательно наблюдать окружающий мир.

И настоящую красоту.

Мама научила увидеть в обычной снежинке красивую звездочку.

— И то, что снег в тепле превращается в воду.

Учитель. Придумайте заглавие!

Дети. — «Чудозвездочка».

«Белая звездочка».

«Мамина снежинка».

Учитель. Итак, мы с вами выделили и озаглавили четыре части. А у когото частей получилось три, у когото две. Давайте послушаем этих ребят, как они поделили текст.

Ученица. У меня первая часть как у всех, а вторую, третью и четвертую части я объединила в одну: в ней говорится о том, как мама помогает ребенку входить в жизненный мир.

Учитель. Ну что ж, логично? Как вы оцените этот вариант?

Дети. — Логично!

— Правда, части при этом получились разными по объе

Му: первая — маленькая, а вторая — длинная.

Учитель. А кто еще поделил текст подругому?

Ученик. Я две последние части объединил в одну, и у меня получилось три части.

Учитель. Ну что ж! Мы ведь знаем, что части, объединенные одной мыслью, можно укрупнять.

6. Выделение лирического начала

Учитель. Ребята, какой отрывок вам больше нравится? Почему?

(Учащиеся высказывают свои мнения.)

Учитель. А о чьей маме автор рассказывал: о своей или о вашей?

Дети. — О своей, конечно.

— Он рассказал о своих воспоминаниях.

Учитель. А почему же автор, вспоминая о своей маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, еще не умел говорить»? И т. д.

Дети. — Автор хотел, наверное, чтобы его чувство передалось и нам.

А рассказывая о своей маме, он имел в виду и нашу маму, потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям.

И он хотел, чтобы все дети также относились к своим мамам, как и они к нам.

Учитель. Молодцы, вы хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в душе, заставить каждого задуматься об отношении к своей маме, чтобы дети любили и берегли, жалели своих мам, чтобы, когда они станут взрослыми, им не пришлось сожалеть о том, что в их отношении к маме чтото было не так: когдато ее огорчали или были недостаточно к ней внимательны.

А теперь скажите: этот текст — рассказ о маме или о чувствах к ней?

Дети. — Это рассказ и о маме, и о чувствах к ней.

А я думаю, что в нем больше говорится о чувствах. Учитель. А этот текст — стихотворение или проза? Дети. — Это проза: в нем нет ритма и рифмы.

Это рассказ.

Учитель. Правильно. На следующем уроке мы с вами подумаем, что же в этом рассказе необычного.

Дома самостоятельно прочитайте рассказ Нины Михайловны Артюховой «Большая береза» и сравните его с рассказом Юрия Яковлевича Яковлева «Мама». Попробуйте найти, чем похожи и чем различаются эти два рассказа. Выучите наизусть наиболее понравившийся отрывок из первого рассказа, подготовьтесь читать его в классе с нежной и душевной интонацией.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать