Вид урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1) образовательные:
повторить ранее изученный материал (существенные акты трудовых правоотношений — коллективный и трудовой договоры);
охарактеризовать отношения работников и работодателей в сфере труда; охарактеризовать существенный акт трудовых правоотношений — коллективный трудовой договор;
2) воспитательные:
1) воспитание отношения к проблемам права и правового решения трудовых споров;
3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического
Мышления и творческого воображения, развитие умения
Анализировать полученную информацию, сравнивать объекты по
Параметрам, оценивать разные суждения об объектах с точки зрения
Общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
После урока учащиеся Должны:
Знать: Этапы организации и проведения переговоров, их участников Уметь: Отстаивать свою позицию, участвовать в дискуссии; анализировать представленную ситуацию
Оборудование:
Оборудованный мультимедиакабинет или учительский компьютер с оборудованием для демонстрации презентации POWER POINT.
Учебное пособие: Никитин А. Ф. Основы государства и права.
10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений. - М: Дрофа, 2006. - § 51.
Учебное пособие: Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательные учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1. — 6-е изд., испр. — М: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 240 с. - § 18.
Учебное пособие: Шиян В. И. Трудовое право: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2008. - 172 с. - Тема 7.
Боголюбов Л. Н. Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. - М: Просвещение, 2005.
Трудовой кодекс РФ.
Гусов К. Н. Ответственность по российскому трудовому праву / КН. Гусов, Ю. Н. Полетаев. - М: Проспект, 2008.
Сальникова Л. В. Ошибки работодателя, сложные вопросы применения Трудового кодекса РФ / Л. В. Сальникова. - М: Омега-Л, 2006. - 152 с.
Основные понятия урока: коллективный трудовой договор, социальное партнерство. План урока:
Социальное партнерство в сфере труда.
Коллективный договор, его стороны и содержание.
Порядок заключения коллективного договора.
В настоящее время многие аспекты трудовых правоотношений
Законодателем выносятся на уровень локальный. Нормы фиксируются
В коллективном и индивидуальном трудовом договоре. Коллективный
И индивидуальный трудовой договор могут конкретизировать и
Расширить гарантии, компенсации и льготы, которыми смогут
Воспользоваться работники (работник), детализировать
ответственность и процедурные вопросы. Содержание коллективного договора приобретает в этих условиях большое значение. А, следовательно, усиливается ответственность лиц, уполномоченных на ведение переговоров с работодателем трудовым коллективом. При этом, напротив, работодатели все менее заинтересованы детализировать указанные вопросы в коллективных договорах,
стремясь свести все к простой формальности - переписыванию статей
трудового законодательства. Объясняется это тем, что обеспечение
дополнительных условий коллективного договора обеспечивается,
прежде всего, за счет работодателя.
В этом смысле важным представляется донести до учащихся мысль о
том, что коллективный договор может расширить нормы трудового
законодательства.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются.
П. Актуализация полученных ранее знаний. Вопросы для повторения:
Что такое трудовой договор?
Назовите стороны трудового договора.
Перечислите права и обязанности работника (работодателя)? Какими правовыми нормами они регламентированы?
III. Изучение нового материала.
Просмотр презентации. Фиксирование важных
моментов (положений, терминов) в рабочей тетради.
Цель просмотра: ознакомиться с понятиями «коллективный трудовой
договор», «социальное партнерство». Ознакомиться с содержанием
коллективного договора, алгоритмом проведения переговоров по
поводу заключения коллективного договора.
Закрепить изученный материал с помощью решения интерактивных
задач и тестовых заданий.
IV. Проверка ЗУН по изученной теме:
решение тестовых заданий (5) (см. ответы);
решение задач № 1 и 2 из презентации к уроку.
V. Закрепление изученного на уроке.
Вопросы для повторения:
Что такое коллективный трудовой договор?
Кто является участником трудовых правоотношений?
Назовите алгоритм действий трудового коллектива и работодателя при заключении коллективного договора.
Какова структура коллективного договора?
Почему работникам выгодно, чтобы в организации существовал коллективный договор?
VI. Подведение итогов урока. Объявление, комментирование и
Выставление оценок.
Домашнее задание: Подготовить предложения от имени работников для заключения коллективного трудового договора.