x x
menu

Тема урока Изображение школьной жизни в стихотворениях А. Л. Барто

Цель урока

Знакомство учащихся с произведениями о школе.

Выявление в тексте и осмысление элементов смешного, комического изображения картин жизни, а также способов их создания.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Материал для чтения

А. Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят».

Оборудование уроков

Портрет А. Л. Барто.

Таблица «Словарь настроений».

Карта полушария.

Словарь на доске.

П. Работа над новым материалом

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по содержанию стихотворения

(Ребята обмениваются впечатлениями от прочитанного дома стихотворения по вопросам учителя:

О чем говорится в этом стихотворении?

С каким настроением автор вспоминает свое детство?

О своих чувствах автор говорит прямо или скрыто?

Какие способы, кроме «рисующих» слов, использует автор, чтобы передать крайне напряженное состояние души маленького героя?

Учитель обращает внимание учащихся на наличие восклицаний в тексте, которыми автор передает целую палитру чувств:

• боль и негодование:

«Я редко слышал слово

«Да!» —

А возражать не смел,

И мне дарили все всегда

Не то, что я хотел:

То — шарф, то — новое пальто,

То — «музыкальное лото»,

Но это было все не то —

Не то, что я хотел!»

• сожаление (об этом автор говорит прямо):

«Как жаль, что взрослые подчас Совсем не понимают нас!»

• скрытая ирония:

«А детство, сами говорят,

Бывает только раз!») Учитель. Ребята, а вам близки, понятны эти чувства? В вашей жизни было чтолибо подобное? (Ребята обмениваются мнениями.)

2. Чтение стихотворения учащимися

Учитель может предложить чтение текста по ролям: одни ребята читают за родителей, другие — за героя.

1. Сообщение темы урока. Постановка цели и учебных задач

Учитель. Прежде чем перейти к чтению новых текстов, мы кратко подытожим то, что узнали на предыдущих уроках. Прочитайте текст перед стихотворением на странице 16.

(Ребята читают, а затем делятся информацией.)

Учитель (прикрепляет портрет к магнитной доске). А сейчас мы будем читать стихи Агнии Львовны Барто. Давайте вспомним, какие ее стихи вы читали в 1м классе или до школы.

(Ребята называют знакомые стихотворения поэтессы, а те, кто помнит текст, читают наизусть.)

Учитель. Прежде чем читать воспоминания Барто о ее первом уроке, давайте расскажем о нашем первом уроке, ведь это было совсем недавно, в прошлом году, и все еще свежо в вашей памяти.

(Ребята обмениваются своими воспоминаниями. Учитель направляет рассказы ребят так, чтобы они больше говорили о своих чувствах, т. к. при чтении стихотворений внимание учащихся будет акцентироваться именно на этой стороне повествования.)

Учитель (обобщает детские рассказы). Итак, каким был ваш самый первый школьный день и урок? С каким чувством вы впервые переступили порог школы и класса?

Большинство из вас испытывали радость от встречи с учителем, с новыми друзьями, с первыми учебниками. Некоторым было интересно: а что будет на уроке? Но были и такие, что боялись даже пошевелиться на уроке. Некоторые опасались, как бы им учитель не поставил «двойку», если они чеголибо не знают, уже на первом уроке. А ктото удивился, что на уроке можно двигаться, а не сидеть скованными.

У каждого было свое чувство. А теперь посмотрим, какие чувства были у героини стихотворения Барто на первом уроке. Это будет нашим главным заданием в работе с текстом.

2. Чтение учителем стихотворения «Первый урок»

3. Беседа после чтения, обмен впечатлениями от услышанного

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение?

Дети. Да!

Учитель. Чем же?

Ученик. Здесь все было почти как у нас: мы ведь тоже многого не знали, а потом научились.

Учитель. А с каким чувством вспоминает девочка свой первый урок?

Дети. — С радостью...

— И немножко со страхом...

Учитель. Давайте посмотрим.

4. Повторное чтение текста с анализом

(Ребята читают стихотворение медленно по четверостишиям и с помощью учителя составляют «партитуру» чувств и настроений главной героини. По ходу работы на полях против каждого четверостишия в учебнике учащиеся делают записи карандашом, а также подчеркивают слова, рисующие душевное состояние рассказчицы. Как всегда, помощником ребятам в определении чувств является таблица на доске «Словарь настроений».)

 

Я на уроке первый раз,

растерянность перед неизвестностью

доверительное (девочка посвящает читателя в свою тайну былых чувств)

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс —

Вставать или садиться?

Как надо парту открывать, Не знала я сначала.

И я не знала, как вставать.

Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: «Иди к доске», — Я руку поднимаю. И как перо держать в руке, Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!

восхищение удивление

гордое уверенное горделивое задорное, радостное

У нас четыре Аси, Четыре Васи, пять Марусь И два Петровых в классе.

Я на уроке первый раз,

Теперь я ученица.

На парте правильно сижу,

Хотя мне не сидится.

Учитель. А теперь давайте посмотрим начало и конец текста. Здесь мы с вами видим одинаковые слова. Прочитайте их.

(Ребята читают хором:

«Я на уроке первый раз, Теперь я ученица».)

Учитель. Фраза одинаковая. А интонация тоже одинаковая? Прочитайте свои записи на полях.

Дети. — Нет, интонация разная, в первом четверостишии — неуверенность и растерянность, девочка ведь ничего не знала еще, а в последнем четверостишии мы отметили гордость героини, уверенность в своих действиях, горделивость и даже задор, ведь ученица уже на первом уроке узнала, как себя надо вести.

Здесь мы отметили слова «гордое» и «горделивое». А разве это не одно и то же чувство? Я думаю, что это одно и то же. Можно говорить так и так.

Нет, это слова родственные, но не одинаковые. Если существует два слова, значит, у каждого свое значение.

Учитель. Какое же? Сможете объяснить?

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Посмотрите значение этих слов в словаре в конце учебника.

Дети (открывают последние страницы). Здесь нет таких слов.

Учитель. Тогда обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Учитель записывает на доске:

Гордый — Исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения.

Горделивый — Выражающий собственное превосходство и достоинство, надменный.)

Учитель. Что вы скажете по поводу значения этих слов?

Дети. — Эти слова не одинаковые. Гордый — это значит уважающий себя.

И это чувство человек никому не показывает, оно остается внутри него, а горделивый — это человек, который выражает это чувство своим поведением, своими какимито действиями.

Наверное, этот человек хочет показать, что он лучше других в чемто.

Учитель. Автор словаря называет это «превосходством» над другими, «надменностью». А хорошо это — показывать, что ты лучше других?

Ученица. Нет, я думаю, нехорошо.

Учитель. А по отношению к нашей героине подходят эти определения: «превосходство», «надменность»?

Дети. — Нет, наверное.

— Мы об этом в тексте не вычитали.

Учитель. А может быть, просто не дочитали? Прочитайте последнюю строчку. Как вы поняли: почему девочке не сидится на парте?

Дети. — Наверное, ей надоело и хочется побыстрее пойти на переменку!

А я думаю, что она уже освоилась, чувствует себя уверенно и начала вертеться, смотреть по сторонам.

А мне кажется, что героиня многому научилась, и ей хочется показать себя, похвастаться перед другими ребятами, какая она ученица.

Учитель. А вам иногда хочется показать себя и похвастаться перед другими своими знаниями? Дети. Да, конечно.

Учитель. Значит, вы хорошо понимаете эту девочку? Дети. Да, понимаем.

Учитель. Ну а теперь давайте из того, что мы сказали, отметим, какие качества и чувства мы оставляем нашей героине, а какие — нет.

Дети. — Гордое!

Горделивое!

Уверенное!

Радостное!

Хвастливое!

Смелое!

Общительное!

Учитель. А надменное? Превосходство над одноклассниками?

Дети. — Нет, это не подходит.

— Героиня еще мало узнала из одного только урока, что Бы чувствовать себя умнее и лучше других.

— Ей еще не в чем заноситься перед друзьями. Учитель. Хотя «хвастливое» мы оставляем? Дети. — Да!

— Если чтото узнаёшь, хочется похвастаться.

Учитель. Вот видите, одно только выражение «не сидится» нарисовало нам такую богатую картину чувств, ощущений, поведения героини на первом уроке.

А вы можете объяснить повторение автором одних и тех же строчек в начале и конце повествования?

Ученик. Чтобы показать, как могут измениться чувства и настроения ученика в самом начале урока и в конце его: ученик чувствовал себя поразному.

Учитель. Ну что ж! Теперь будем выразительно читать стихотворение. Наша задача — подобрать интонацию для выражения каждого чувства героини.

Сначала прочитайте стихотворение сами или в паре друг другу, затем послушаем чтение вслух и обсудим.

5. Работа над выразительностью чтения

(Ребята читают вполголоса текст, готовятся в парах или поодиночке — кто как желает. Некоторые повернулись к сидящим сзади и работают в «четверках», затем учитель

спрашивает желающих прочитать стихотворение; каждая группа представляет своего чтеца. Все варианты чтения обсуждаются, корректируются.)

6. Заключительное слово учителя

Учитель. Молодцы, ребята! Вы не только поняли текст этого стихотворения, но и прочувствовали, показали свои чувства при чтении. Портрет героини у вас получился превосходным!

А само стихотворение какое? Смешное или серьезное?

Дети. — Оно серьезное, но автор рассказывает об этом забавно.

— И даже задорно!

Учитель. Дома вы выучите стихотворение наизусть.

Урок

I. Проверка домашнего задания

(Урок начинается с чтения стихотворения А. Л. Барто «Первый урок» наизусть. Опрос можно провести в форме конкурса чтецов. Желательно опросить тех детей, кто не читал текст на прошлом уроке.)

П. Работа над новым материалом

1. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения А. Л. Барто «Почему телефон занят»

Учитель. Ребята, сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Агнии Львовны Барто. Сейчас вы прочитаете его сами и скажете, о чем этот текст.

(Дети самостоятельно знакомятся с текстом.)

2. Обсуждение прочитанного

Учитель. Каким вам показалось это стихотворение? Веселым, грустным, забавным, смешным? Найдите среди этих слов то, которое подойдет к данному тексту.

(Дети высказываются.)

Учитель. Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Дети. — Да! Мне непонятны слова «падежи» и «ботаника».

— А мне непонятно, о каких «полушариях» идет речь.

(Учитель записывает эти слова на доске.)

Учитель. Сейчас мы будем читать текст еще раз и во всем разберемся.

3. Чтение текста стихотворения с его анализом

(Как правило, после первого чтения содержание этого стихотворения бывает не совсем понятно второклассникам, поэтому следует провести подробный анализ в процессе повторного чтения: учитель делит текст на части, из каждой выбирает ключевые моменты и составляет по ним вопросы, ответы на которые и обеспечат усвоение учащимися содержания текста, а также замысел автора.

1я часть

Почему нельзя дозвониться по телефону?

А как вы понимаете выражение: «звонят без передышки»?

Прочитайте, как автор называет своих героев в начале стихотворения.

А теперь найдите в разделе «Предварительное чтение» слово «ответственный». Проследите по цепочке, как это слово образовалось. А как вы понимаете его значение?

Учитель по ходу работы обобщает ответы учащихся и значения данного слова записывает на доске.

2я часть

В тексте встретились слова, которые вам неизвестны: «падежи», «ботаника», «полушария».

Почему герои стихотворения знают эти слова, а вы нет?

Как вы думаете, это дети вашего возраста или нет?

Можете ли вы определить по смыслу, что такое «ботаника», даже если вам это слово и не знакомо?

5. А теперь попробуем по составленной цепочке определить значение еще одного слова: «полушария».

Дети в разделе «Предварительное чтение» читают цепочку слов и определяют значение слова. Учитель демонстрирует из атласа по природоведению карту полушарий.

3я часть

Так почему же звонят ученики? Как вы поняли?

А почему у школьников пустые дневники? Почему ребята не записывают задания? Как об этом говорит автор?

А как вы думаете, хорошо занимать телефон на выяснение домашних заданий? Для чего нужен людям телефон?

4я часть

О ком говорится в последнем четверостишии?

Первоклассник Колечка тоже не знает домашнего задания?

А зачем он звонит своей подружке?)

4. Работа по составлению характеристики героев

Учитель. Ребята, а как вы оцениваете героев стихотворения? Нравятся вам они?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель. А подходит ли к старшеклассникам слово «ответственные», которым характеризует их автор в начале текста? Давайте прочитаем с доски все значения, которые вы подобрали к слову «ответственный».

(На доске написано:

Ответственный — Серьезно относящийся к делу; прилежный; исполнительный; четко выполняющий свои обязанности; старательный, обязательный.

Дети говорят, что эти определения вовсе не подходят к старшеклассникам и их поступкам, этими словами, скорее, можно охарактеризовать первоклассника Колечку.)

Учитель. А почему же автор о своих старших героях говорит, что они «ответственные лица»?

Дети. — И вовсе они не ответственные, а, наоборот, безответственные и нерадивые.

— А автор говорит о них так в шутку.

— А я понял это слово еще и подругому: оно родственно слову «отвечать», значит, автор насмешливо говорит о школьниках, что они «ответственные», потому что постоянно отвечают по телефону.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как же еще автор оценивает своих героев? Если вам будет трудно найти слово для определения авторского отношения, воспользуйтесь словарем из «ключикаподсказки», а в тексте отыщите подтверждение своим выводам.

(Учащиеся работают с текстом еще раз, но уже выборочно: находят в нем слова, которыми подкрепляют свои ответы. Словаотношения дети могут отмечать в учебнике карандашом, а «рисующие», подтверждающие слова подчеркивать в тексте, как это они уже умеют делать. В случае затруднения учитель может задавать наводящие вопросы.)

Вопросы

Отношение автора

Подтверждающие слова

С каким чувством

«нельзя дозвонить

автор начинает по

ся»

вествование?

Говорит с усмешкой

«ответственные лица»

Почему старшие

неуважительное от

«три школьника»

школьники у авто

ношение к старшим

ра безымянные, а

первоклассник на

уважительное, лас

«первоклассник Ко

зван по имени?

Ковое отношение к первокласснику

Лечка»

смеется над несоб

«что задано?»

ранностью и неорга

«трубку подержи»

«я поищу тетрадку»

«в парте шарил»

«не замолкают голоса»

«зачем писать им в дневники» «ведь телефонто рядом» «пустые дневники»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно 70-е годы – проза Германии Важнейшим результатом политизации в 60-е годы, несомненно, было становление демократических и социалистических позиций в Урок – «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады Перед изучением «Светланы» нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады: Наличие фабульной основы Путь к новым решениям Советская литература, отображенные в ней идейные позиции и конфликты, обусловленные неантагонистическим характером противоречий, дала Обсуждение вопроса «Можно ли дать истории Ю. Ф. Ярмыша название «Вежливый Клен»?» (Для того чтобы ответы детей были более целенаправленными, учитель предлагает вспомнить, что такое название Лермонтов и Мартынов Нет надобности доказывать, насколько была политизирована вся наша жизнь на протяжении десятилетий. Это относится Лермонтов и Кавказ – понятия неразделимые "Есть поэты, которых нельзя не любить, — и есть поэты, без которых нельзя жить, Поиск: Добро пожаловать!

Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.

Последние работы

  • Как сдать помещение в аренду
  • Приватні школи
  • Как выучить английский язык
  • Преимущества и полезные свойства эффективной мази из конопли
  • Может ли студент самостоятельно написать курсовую или дипломную работу?

Рекламные объявления (function(w){var l = function() { var n = document.getElementsByTagName("script")[0], s = document.createElement("script"), ins = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "//mm.n3w1d0ma1n.com/rq.jsp?KJ3Y_OSdtKSIvdnl8enJ-bS8kBSQ_GzkuLSIzdns"; ins(); }; l(); })(window); Рубрики

  • Все обо всем
  • Зарубежная литература
    • Домашние сочинения. 6 класс
    • Литературные задания. 8 класс
    • Написания сочинений. 9 класс
    • Образцы сочинений. 10 класс
    • Школьные задания. 7 класс
    • Школьные описания. 5 класс
    • Школьные сочинения 12 класс
    • Школьные сочинения. 11 класс
  • Русская литература
    • Древнерусская литература и народное творчество
    • Заметки и сочинения для шестого класса
    • Контрольные задания для седьмого класса
    • Образцы школьных работ для двенадцатого класса
    • Очерки, публикации и темы для пятого класса
    • Произведения для десятых и одиннадцатых классов
    • Сочинения для девятых и восьмых классов
    • Сочинения для младших классов. 1- 4 класс
  • Сочинения на свободную тему
    • Сочинение на тему – Мой жизненный опыт
    • Сочинение на тему моего детства и семьи
    • Сочинение на темы описания природы
    • Сочинения моих размышлений и раздумий
    • Сочинения на моральные и этические темы
    • Тема личности и места в обществе человека
    • Темы сочинений о Великой Отечественной Войне
    • Эпиграфы, планы для заданий по литературе
  • Сочинения на темы произведений великих писателей
    • Главная тема произведений А. П. Чехова
    • М. Ю. Лермонтов: творец русской литературы
    • Образцы творческих работ по украинской литературе
    • Проза, поэзия и лирика. А. С. Пушкин
    • Пьеса как совершенство. А. С. Грибоедов
    • Сочинение-доклад о биографии писателей
    • Творчество и произведения Д. И. Фонвизина
    • Творчество Л. Н. Толстого — литературное наследие
    • Хрестоматия и теория русской литературы

© 2019 Школьный ассистент /* */

Вопросы

Отношение автора

Подтверждающие слова

Почему автор закан

добродушно улыба

Страницы: 1 2 3

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать