Тема урока Изображение школьной жизни в стихотворениях А. Л. Барто

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель урока

Знакомство учащихся с произведениями о школе.

Выявление в тексте и осмысление элементов смешного, комического изображения картин жизни, а также способов их создания.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Материал для чтения

А. Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят».

Оборудование уроков

Портрет А. Л. Барто.

Таблица «Словарь настроений».

Карта полушария.

Словарь на доске.

П. Работа над новым материалом

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по содержанию стихотворения

(Ребята обмениваются впечатлениями от прочитанного дома стихотворения по вопросам учителя:

О чем говорится в этом стихотворении?

С каким настроением автор вспоминает свое детство?

О своих чувствах автор говорит прямо или скрыто?

Какие способы, кроме «рисующих» слов, использует автор, чтобы передать крайне напряженное состояние души маленького героя?

Учитель обращает внимание учащихся на наличие восклицаний в тексте, которыми автор передает целую палитру чувств:

• боль и негодование:

«Я редко слышал слово

«Да!» —

А возражать не смел,

И мне дарили все всегда

Не то, что я хотел:

То — шарф, то — новое пальто,

То — «музыкальное лото»,

Но это было все не то —

Не то, что я хотел!»

• сожаление (об этом автор говорит прямо):

«Как жаль, что взрослые подчас Совсем не понимают нас!»

• скрытая ирония:

«А детство, сами говорят,

Бывает только раз!») Учитель. Ребята, а вам близки, понятны эти чувства? В вашей жизни было чтолибо подобное? (Ребята обмениваются мнениями.)

2. Чтение стихотворения учащимися

Учитель может предложить чтение текста по ролям: одни ребята читают за родителей, другие — за героя.

1. Сообщение темы урока. Постановка цели и учебных задач

Учитель. Прежде чем перейти к чтению новых текстов, мы кратко подытожим то, что узнали на предыдущих уроках. Прочитайте текст перед стихотворением на странице 16.

(Ребята читают, а затем делятся информацией.)

Учитель (прикрепляет портрет к магнитной доске). А сейчас мы будем читать стихи Агнии Львовны Барто. Давайте вспомним, какие ее стихи вы читали в 1м классе или до школы.

(Ребята называют знакомые стихотворения поэтессы, а те, кто помнит текст, читают наизусть.)

Учитель. Прежде чем читать воспоминания Барто о ее первом уроке, давайте расскажем о нашем первом уроке, ведь это было совсем недавно, в прошлом году, и все еще свежо в вашей памяти.

(Ребята обмениваются своими воспоминаниями. Учитель направляет рассказы ребят так, чтобы они больше говорили о своих чувствах, т. к. при чтении стихотворений внимание учащихся будет акцентироваться именно на этой стороне повествования.)

Учитель (обобщает детские рассказы). Итак, каким был ваш самый первый школьный день и урок? С каким чувством вы впервые переступили порог школы и класса?

Большинство из вас испытывали радость от встречи с учителем, с новыми друзьями, с первыми учебниками. Некоторым было интересно: а что будет на уроке? Но были и такие, что боялись даже пошевелиться на уроке. Некоторые опасались, как бы им учитель не поставил «двойку», если они чеголибо не знают, уже на первом уроке. А ктото удивился, что на уроке можно двигаться, а не сидеть скованными.

У каждого было свое чувство. А теперь посмотрим, какие чувства были у героини стихотворения Барто на первом уроке. Это будет нашим главным заданием в работе с текстом.

2. Чтение учителем стихотворения «Первый урок»

3. Беседа после чтения, обмен впечатлениями от услышанного

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение?

Дети. Да!

Учитель. Чем же?

Ученик. Здесь все было почти как у нас: мы ведь тоже многого не знали, а потом научились.

Учитель. А с каким чувством вспоминает девочка свой первый урок?

Дети. — С радостью...

— И немножко со страхом...

Учитель. Давайте посмотрим.

4. Повторное чтение текста с анализом

(Ребята читают стихотворение медленно по четверостишиям и с помощью учителя составляют «партитуру» чувств и настроений главной героини. По ходу работы на полях против каждого четверостишия в учебнике учащиеся делают записи карандашом, а также подчеркивают слова, рисующие душевное состояние рассказчицы. Как всегда, помощником ребятам в определении чувств является таблица на доске «Словарь настроений».)

Я на уроке первый раз,

растерянность перед неизвестностью

доверительное (девочка посвящает читателя в свою тайну былых чувств)

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс

Вставать или садиться?

Как надо парту открывать, Не знала я сначала.

И я не знала, как вставать.

Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: «Иди к доске», Я руку поднимаю. И как перо держать в руке, Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!

восхищение удивление

гордое уверенное горделивое задорное, радостное

У нас четыре Аси, Четыре Васи, пять Марусь И два Петровых в классе.

Я на уроке первый раз,

Теперь я ученица.

На парте правильно сижу,

Хотя мне не сидится.

Учитель. А теперь давайте посмотрим начало и конец текста. Здесь мы с вами видим одинаковые слова. Прочитайте их.

(Ребята читают хором:

«Я на уроке первый раз, Теперь я ученица».)

Учитель. Фраза одинаковая. А интонация тоже одинаковая? Прочитайте свои записи на полях.

Дети. — Нет, интонация разная, в первом четверостишии — неуверенность и растерянность, девочка ведь ничего не знала еще, а в последнем четверостишии мы отметили гордость героини, уверенность в своих действиях, горделивость и даже задор, ведь ученица уже на первом уроке узнала, как себя надо вести.

    Здесь мы отметили слова «гордое» и «горделивое». А разве это не одно и то же чувство? Я думаю, что это одно и то же. Можно говорить так и так.

    Нет, это слова родственные, но не одинаковые. Если существует два слова, значит, у каждого свое значение.

Учитель. Какое же? Сможете объяснить?

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Посмотрите значение этих слов в словаре в конце учебника.

Дети (открывают последние страницы). Здесь нет таких слов.

Учитель. Тогда обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Учитель записывает на доске:

Гордый — Исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения.

Горделивый — Выражающий собственное превосходство и достоинство, надменный.)

Учитель. Что вы скажете по поводу значения этих слов?

Дети. — Эти слова не одинаковые. Гордый — это значит уважающий себя.

    И это чувство человек никому не показывает, оно остается внутри него, а горделивый — это человек, который выражает это чувство своим поведением, своими какимито действиями.

    Наверное, этот человек хочет показать, что он лучше других в чемто.

Учитель. Автор словаря называет это «превосходством» над другими, «надменностью». А хорошо это — показывать, что ты лучше других?

Ученица. Нет, я думаю, нехорошо.

Учитель. А по отношению к нашей героине подходят эти определения: «превосходство», «надменность»?

Дети. — Нет, наверное.

— Мы об этом в тексте не вычитали.

Учитель. А может быть, просто не дочитали? Прочитайте последнюю строчку. Как вы поняли: почему девочке не сидится на парте?

Дети. — Наверное, ей надоело и хочется побыстрее пойти на переменку!

    А я думаю, что она уже освоилась, чувствует себя уверенно и начала вертеться, смотреть по сторонам.

    А мне кажется, что героиня многому научилась, и ей хочется показать себя, похвастаться перед другими ребятами, какая она ученица.

Учитель. А вам иногда хочется показать себя и похвастаться перед другими своими знаниями? Дети. Да, конечно.

Учитель. Значит, вы хорошо понимаете эту девочку? Дети. Да, понимаем.

Учитель. Ну а теперь давайте из того, что мы сказали, отметим, какие качества и чувства мы оставляем нашей героине, а какие — нет.

Дети. — Гордое!

    Горделивое!

    Уверенное!

    Радостное!

    Хвастливое!

    Смелое!

    Общительное!

Учитель. А надменное? Превосходство над одноклассниками?

Дети. — Нет, это не подходит.

— Героиня еще мало узнала из одного только урока, что
Бы чувствовать себя умнее и лучше других.

— Ей еще не в чем заноситься перед друзьями.
Учитель. Хотя «хвастливое» мы оставляем?
Дети. — Да!

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector