x x
menu

Тема урока: Идея веротерпимости. Ровена и Ребекка – две разные судьбы

Цель: продолжение работы над образами романа; составление планов рассказов о персонажах; усовершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения, умением сопоставлять характеры персонажей; воспитание культуры речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную мысль

Оборудование: иллюстрации к роману В. Скотта «Айвенго» (обязательно — эпизоды, связанные с леди Ровеной и Ребеккой).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учеников.

Проверка домашней задачи: план рассказа об образах персонажей романа, корректирование ответов.

(Для учителя лучше иметь для образца готовые планы и даже продиктовать или написать их на закрытой доске как вывод, поскольку работа над образами уже завершена (см. № 18, 19)).

Приблизительные планы.

Седрик Сакс

I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в ХII ст. и изображение этих событий сквозь призму судьбы одного из персонажей.

II. Седрик Сакс - яркий представитель и выразитель идей англосаксов (даже прозвище говорит об этом).

Благосклонность к старинным традициям и родному языку, защита его.

Гордость за славу англосаксов (во время рассказа паломника на турнире).

Храбрость, мужество Сердика, способность защитить себя, своих родных, собственные принципы.

Сила Седрика - в его искренности, способности прийти на помощь:

а) опекунство над леди Ровеной;

б) гостеприимность к подорожным во время ненастья;

в) умение взять под свою защиту слабых (Исаак и его дочь);

г) умение вознаграждать и быть признательным (Вамба, Гурт).

5. Умение жертвовать собственными интересами ради общего дела:

а) хочет прежде всего спасти Ательстана;

б) стремясь прислужиться Англии, выгнал из дома собственного сына,

чтобы устроить брак Ательстана и Ровены.

6. Пылкость, привычка руководить собственными судьбами как следствие его социального статуса:

а) владение рабами и отношение к ним;

б) отношение к Айвенго.

III. Отношение автора к Седрику Саксу.

Гурт

I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» событий в Англии XII ст. и

их влияние на судьбу персонажей.

II. Гурт как выразитель интересов низших слоев англичан.

1. Происхождение, социальное положение, род занятий.

2. Главнейшая мечта Гурта - стать свободным, лишиться рабского положения.

3. Верность хозяевам и служение благородной идее:

а) служит оруженосцем в Айвенго;

б) несмотря на наказание, хочет освободить Седрика.

III. Отношение автора к Гурту.

Мое отношение к герою.

Вамба

I. Изображение в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами и участие в этих событиях персонажей романа.

II. Вамба - человек, который возвысился над своей судьбой и активно вмешивается в события.

Происхождение, социальное положение, род занятий.

Ум и острый язык шута: умеет постоять за себя и товарища.

Свободолюбие Вамбы (подвергает критике захватчиков, правильно оценивает состояние угнетенного народа).

Сообразительность, умение достойно защитить хозяина (турнир, «щит»).

Чувство справедливости и человечности: не разрешает бросить на произвол судьбы Исаака с дочерью, обидеть их.

Верность хозяину и жертвенность.

Храбрость и умная осторожность (во время сопровождения Ричарда).

Почему Вамба не просит как вознаграждение лишения от рабства?

III. Отношение автора к Вамбе. Мое отношение к герою.

(Ученики могут записать планы по выбору, но их нужно предупредить о необходимости написать произведение о любимом герое).

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков. Беседа с элементами текстологического анализа.

Обращаемся к иллюстрациям к роману.

Учитель. Хотя «Айвенго» прежде всего рыцарский роман, мужество и верность присущи в этом произведении не только мужчинам.

Вспомним последние эпизоды романа, когда Ребекка просит Ровену показать свое лицо и в ответ тоже снимает фату.

Прочитать описание внешности героинь и сопоставить их с иллюстрациями.

• Можем ли мы говорить, что героини, внешне такие разные, очень похожи? Чем именно? (Эти чрезвычайно привлекательные мужественные и верные женщины любят одного мужчину).

• Какие эпизоды связаны с леди Ровеной? (Ужин в доме у Седрика, провозглашение королевой турнира, награждение победителя турнира, пребывание в плену).

Можем ли мы сделать вывод, что Ровена любит Айвенго и верна ему? (Прочитать: «Ручательство Ровены за честь Айвенго», «Слова, сказанные во время награждения победителя») (Ровена каждый раз отказывается вступить в брак с Ательстаном.) Что еще мы можем сказать о Ровене? (Ее характеризуют чувства собственного достоинства, признательность к Седрику, милосердие к слабым).

Какие эпизоды связаны с Ребеккой? (Возвращение Гуртом денег, на лесной лужайке, сопротивление Буагильберу в замке, помощь раненому Айвенго, суд, третий турнир и рассказ о калеке).

Как вы считаете, почему эпизодов, связанных с Ребеккой, больше?

Чем предрасполагает к себе внимание Ребекка, что не очень обычное в ее судьбе и характере? (Девушку отличает мудрость, умение лечить; несмотря на преследование и смертную казнь ее учительницы Мириам, она способна возвыситься над обстоятельствами: угроза Буагильберу броситься с башни, вызов защитника на турнир и ожидание до последнего). Как вы думаете, почему с леди Ровеной не связаны такие эпизоды? Почему она не проходит столько испытаний?

(Причина этого — национальность Ребекки. Леди Ровена в Англии принадлежит к высшему классу, ее судьба определена заведомо; Ребекка же, несмотря на богатство отца,- чужеземка, представительница нации, которую пренебрегают, итак ее может обидеть даже простой йомен или раб:

«Никто не отважился проявить печаль к полонянке, боясь, чтобы его не заподозрили в сочувствии к евреям» - только признательный калека взялся выполнить ее поручение;

Исаак жалеет, что Айвенго еще не выздоровел: «Какой же другой христианин захочет биться за угнетенную дочь Сиона?».

Нелюдим Тун: «Пусть она хотя десять раз ворожея, и только христианской веры, моя дубинка отзвонила бы полдень на стальном шлеме лютого храмовника»).

• О чем свидетельствует поведение Ребекки, когда она, в конце концов, увидела защитника? («Признаю... - ответила она с таким волнением, которое не вызвало у нее и страх смерти.- Признаю, что ты защитник, которого послало мне небо. Но нет, нет! Твои раны еще не заживились. Не бейся с этим напыщенным мужчиной. Зачем и тебе гибнуть?»).

• Сознают ли героини, что большая разница между ними? (Предложение Ровены: «Оставайтесь у нас! Благочестивые наставники сумеют убедить вас отказаться от вашей ошибочной веры, а я стану вашей сестрой».

Ребекка: «Глубокая пропасть лежит между нами. Наше воспитание, наша вера ни вам, ни нам не позволяют переступить через эту пропасть»; «Не могу я менять веру родителей моих, как меняют одежду в зависимости от климата той страны, где собираются поселиться...»).

• Почему Ребекка не хочет менять веру? Правильное ли ее решение?

• Что хотел показать этим автор?

• Или только потому, чтобы оказаться в безопасности, Ребекка оставляет Англию? (Ребекка едет через неразделенную любовь).

• Какие чувства могли зародиться в душе Ребекки через неразделенную любовь и что она чувствовала на самом деле? (Мстительность, задавленность. Великодушие).

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать