Тема урока: Дж. Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера»

Цель:   обобщить и систематизировать знания по теме «Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера»; обобщить сатирическое изображение в повести английской действительности ХVІІІ ст.; обобщить государственное устройство, законы и обычаи страны; развивать умение анализировать художественное произведение, находить примеры сатирического изображения событий и героев; характеризовать героя; развивать умение эмоционального вхождения в образ, выразительного чтения; воспитывать чувство достоинства, ответственности за поступки; активную жизненную позицию.

Тип урока:     обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: портрет писателя, медиа-слайды, раздаточный материал, иллюстрации к произведению

  • Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду.
  • А. Довженко.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Психологическое налаживание. «Палитра настроения».

Выберите карточку, которая отвечает вашему настроению. Создадим «Палитру настроения» нашего класса. Поднимите, пожалуйста, вверх карточки. Увидим, изменится ли палитра настроения на протяжении урока.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Игра «Угадай предмет по описанию».

Вы знаете, море выбросило какой-то старинный сундук с вещами. Я зачитаю их описание, а вы угадайте, что это за вещи и кому они принадлежат. (Ученики отгадывают и находят этот предмет на столе).

•          «Большой кусок плотного полотна, который мог бы стать ковром для парадного зала». (Носовой платок).

•          «Машина с двадцатью длинными сваями, что-то подобное изгороди перед дворцом». (Гребешок).

•          «Огромная кипа тонких белых пластин, составленных в кучу; куча эта в три человека толщиной, перевязанная крепким канатом. Каждая пластина покрыта черными знаками». (Книжка).

•          «Большая штуковина очень странной формы величиной со спальню его величественности, с круглыми краями и повышением посредине высотой ростом с человека». (Шляпа).

•          А что это за предмет остался? (Лупа).

•          Для чего он применяется? (Чтобы лучше рассмотреть детали предметов).

ІІІ. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока.

Мы сегодня попробуем рассмотреть выдуманную необыкновенную страну Лилипутию с ее странными жителями сквозь увеличительное стекло; обобщить сведения о государственном устройстве, законах и обычаях этой страны; определить, вспомнив сведения по теории литературы, с помощью каких средств изображает ее автор. Поэтому и тема нашего урока - «Лилипутия - Англия сквозь уменьшительное стекло сатиры». А эпиграфом служат слова А. Довженко: «Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду».

І. Систематизация и обобщение знаний.

1.         «Установи последовательность событий». Индивидуальная работа возле доски 3-х учеников, представителей групп.

Вы объединены в три группы. Вы уже знакомы с содержанием романа Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера», и я попрошу одного представителя от группы установить последовательность событий, изображенных на иллюстрациях, коротко объяснив, какой момент сюжета передан на них.

2.         Анкета «Страна Лилипутия». Работа в группах (дополнение).

Итак Гулливер попал в Лилипутию. Что мы о ней знаем? Давайте заполним анкету этой страны.

Анкета.

1.         Название страны - Лилипутия.

2.         Столица - Мидлендо.

3.         Форма правления - монархия.

4.         Кто правит страной - император.

5.         Кто подчинялся императору - придворные, нарданы.

6.         Назовите низшие слои населения - народ.

7.         Политические партии - тремексены, слемексены.

8.         Денежная единица - жажда.

9. Законы об образовании; о назначении на государственную должность по моральным качествам, а не по способностям; о равновесии между наградой и карей; о неблагодарности как уголовном преступлении; о доносчиках; о мошенничестве; о запрете разбивать яйца с тупого конца.

10. Отношения с другими государствами - война с Блефуском.

3.         Взаимопроверка анкетирования.

1-8 вопрос - 1 балл, 9, 10 вопрос - по 2 балла.

4.         Эвристическая беседа.

•          Что в стране считалось опаснейшим? («Нет ничего опаснее, чем поручать должности талантливым людям»).

•          Расскажите, как в Лилипутии можно было сделать карьеру? (Главное - танцевать на канате и пролезать под палкой).

•          Какой была система воспитания детей? Можно ли воспитать настоящего гражданина, нормального человека, пользуясь такой схемой?

•          За что и как король награждает своих подданных? (За ловкость и умение пролезать под палкой награждает разноцветными нитями).

•          Как в Лилипутии обеспечивалось соблюдение законов? (Через страх наказания).

5.         «Статуя правосудия». Работа в парах.

Вспомните, как изображена статуя правосудия у лилипутов. Мы привыкли к более традиционной античной статуе Фемиды. С помощью этих предметов изобразите статуи. Объясните, почему именно так изображались статуи и какая разница между ними.

1          пара - лента, весы - Фемида.

2          пара - шесть глаз, мешок с золотом и меч - статуя правосудия лилипутов.

6.         Работа со схемой «Средства комического в романе Дж. Свифта».

Учитель. С первого взгляда кажется, что Лилипутия - нормальная страна, в которой властвуют порядок и благополучие. Однако, проанализировав ее законы, читатель задает вопрос: «Для кого и для чего они существуют?». Складывается впечатление, что мы в стране кривых зеркал, где все существующее не соответствует обычным представлениям и часто кажется смешным. В эпиграфе указано: «Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду». Именно для этого Дж. Свифт обращается к комическому изображению действительности, чтобы показать скрытую правду. Какие средства комического он использует, рассмотрим с помощью схемы.

7.         Работа с литературоведческим словарем. Работа в группах.

Найдите и запишите в тетрадь определения понятий:

1-я группа - ирония, юмор.

2-я группа - пародия, сатира.

3-я группа - сарказм, литота.

•          Ирония (гр.— представление, насмешка) — скрытая насмешка, когда о каком-то явлении или лице говорится в положительном или даже в восхищенном тоне, а имеется в виду совсем противоположное. От юмора ирония отличается более острым, хотя и немного замаскированным возражением высмеиваемого.

•          Юмор — художественные произведения разных жанров, в которых смешное в жизни изображается в беззлобно-добродушном, шутливом тоне.

•          Пародия (гр.— переработка на смешной манер) — сатирическое или юмористическое произведение, которое подражает, имитирует творческую манеру писателя или целого литературного направления с целью его высмеять. Достигается эта цель путем обострения слабых сторон пародированного произведения. Сохраняя форму оригинала, пародист вкладывает в нее новое, противоположное содержание и тем самым дискредитирует его. Пародия может «передразнивать» саму действительность.

•          Сатира (лат.— смесь, всякая всячина) — художественные произведения разных жанров, в которых резкое изобличение изображаемого объединено с острым осмеянием, глумлением.

•          Сарказм— особенно донимающая разоблачительная насмешка, проявление крайней ненависти и презрения к изображаемым явлениям и людям. Сарказм близкий к иронии, но не имеет переносного смысла, выражается более прямо. Кроме того, для сарказма характерно объединение смеха с горечью и злостью.

•          Литота (гр.— простота) — в противовес гиперболе это показ с художественной целью признаков какого-то предмета или явления в нарочито уменьшенном виде.

8.         Исследовательская работа. Работа в группах.

Найдите в романе Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» примеры к обработанным определениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector