Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») 1.Мировая поэтическая традиция и Пушкин. 1.Поэтическое озарение — дар богов. Стихотворение «Поэт». 1.Размышления о бессмертии гения в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Еще в глубокой древности люди начали слагать поэтические тексты. Практически у всех народов существуют поэтические сказания о деяниях богов и героев, гимны богам и любовные песни. Древние относились к процессу поэтического творчества со священным трепетом, полагая, что оно происходит по прямому вдохновению богов. В «Старшей Эдде», в которой собраны важнейшие мифы скандинавов, есть рассказ о том, как верховный бог Один похищает «мед поэзии». Лишь тот, кто вкусил этот мед, становился поэтом и мудрецом — следовательно он находится под особым покровительством богов, раз прикоснулся к священному напитку. Древние греки и римляне почитали богом-покровителем поэтов Аполлона (Феба); помимо его, почитали еще и девять дочерей Зевса — Муз. Многие величайшие произведения древних поэтов начинаются с обращения к божествам, например, знаменитые эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэт обращается к Музе, прося ее рассказать о событиях минувшего; автор творит не сам от себя, но по благословению богов. Собственно, он является их орудием, с помощью которого боги говорят с остальными людьми. Таким образом, поэт в определенном смысле являлся священнослужителем, жрецом. Подобным образом и барды были одновременно поэтами и священнослужителями друидического культа. Друиды полагали, что поэтический текст, имеющий подлинную ценность, складывается как бы сам собой, без чрезмерных усилий со стороны автора, иными словами — просто приходит в наш мир через него. Конечно, Пушкин хорошо знал литературное наследие своих гениальных предшественников. В своих произведениях он часто обращается к традициям античности. В своем стихотворении «Поэт» он намеренно дает понять, что разделяет представление древних о поэзии, как о священнодействии: «Пока не требует поэта /К священной жертве Аполлон...». Далее автор рассуждает о том, что без вдохновения — дара богов — поэт может быть занят самыми незначительными делами, да и сам он в таком случае мало что значит: «...Молчит его святая лира; /Душа вкушает хладный сон, /И меж детей ничтожных мира, /Быть может, всех ничтожней он». Назначение поэта — чутко улавливать речи богов, неслышимые обыкновенными людьми, и как бы «переводить» для смертных то, что боги хотят им открыть: «Но лишь божественный глагол /До слуха чуткого коснется, /Душа поэта встрепенется, /Как пробудившийся орел». Поэт, почувствовавший снизошедшее вдохновение, словно перерождается; прежние забавы ему уже неинтересны, он не преклоняется ни перед кем, кроме богов. Пушкин прибегает к интересному приему; он рисует бегство поэта в безлюдные места. Здесь, вероятно, сказывается представление, пришедшее из глубокой древности, что человек, с которым заговорили бессмертные, может на время стать чем-то вроде одержимого: «...Бежит он, дикий и суровый, /И звуков и смятенья полн...». Следует отметить и то, куда он бежит: «...На берега пустынных волн, /В широкошумные дубровы...» Эти образы глубоко символичны. В плеске воды человек одухотворенный легко может расcлышать своеобразную музыку; и следует помнить, что древние греки и римляне считали реки, ручьи и моря местом, где обитают божества. А образ дубравы, конечно же, заставляет вспомнить священные рощи, которые почитались многими народами. В частности, дуб был самым почитаемым деревом друидов. Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что идеи, изложенные Пушкиным в стихотворении «Поэт», совпадают с взглядами его предшественников. Поэт — это личность, таинственным образом связанная с иным миром; через него боги говорят со смертными. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин продолжает размышлять о предназначении поэта и его судьбе. Это стихотворение по теме близко оде античного поэта Горация, из которой Пушкин взял слова эпиграфа: «Я воздвиг памятник». Поэт говорит о бессмертии, о том, что «душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит», поясняя, почему к его творчеству люди будут обращаться вновь и вновь: «И долго буду тем любезен я народу, /Что чувства добрые я лирой пробуждал, /Что в мой жестокий век восславил я Свободу /И милость к падшим призывал». Гениальность и стремление к высоким идеалам — вот в чем разгадка поэтического бессмертия. А в зак

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector