Тема: «Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»: Чему может научить взрослых мир детства»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: рассказать о непреходящих ценностях человеческих взаимоотношений на примерах отношений между литературными героями и на примерах истории олимпийского движения.

Ход урока

Домашнее задание к уроку: перечитать главы романа «Приключения Гекльберри Финна» (31-я «Молитва не от чистого сердца», 34-я «Мы ободряем Джима», 36-я «Попытки помочь Джиму», 37-я «Джим получает волшебный пирог», 42-я «Почему не повесили Джима».)

1. Ввод в тему урока. Словарная работа

Антропология (от антропо и логия) - наука о происхождении и образовании человека, образовании и распространении человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как специальная наука появилась в XIX века.

Расизм - Система взглядов на природу человека, основу которых составляют положения о физической и психической неполноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы. Осужден международным сообществом.

Информация для размышления.

Слово учителя. Я расскажу вам одну историю. Много лет назад американец Салливан решил устроить во время проведения одной из первых олимпиад «антропологические дни». Для развлечения публики он провел состязания между теми, кого именовал «первобытными народами»: это были выбранные наудачу представители индейских племен, мексиканские индейцы кокопа, японские айну, африканские пигмеи, филиппинские моро, Турки и патагонцы. Сам Салливан считал эти странные и унизительные для Участников соревнования научным экспериментом по выявлению физических Возможностей дикарей. Некоторые зрители были с ним согласны: ведь те, кого они называли дикарями, по мнению многих белых американцев, представляли низшую ступень в развитии человека как биологического вида И не могли претендовать на высокие достижения ни в науке, ни в искусстве, Ни в спорте. Узнав об этом событии, Пьер де Кубертен, основатель Олимпийских игр современности, пришел в ужас. «Этот омерзительный спектакль потеряет всякий смысл, когда люди с черным, красным и желтым цветом кожи научатся бегать, прыгать и метать так, что Оставят белых далеко позади», прозорливо заметил он.

Но когда мы читаем роман знаменитого американского писателя Марка Твена, то снова попадаем во времена, когда от цвета кожи зависело, кто ты: раб или свободный человек. Время, когда писатель работал над своим произведением, было сложным периодом в истории американского Юга. Уже после того как в результате победы Севера в гражданской войне рабство было отменено, бывшие рабовладельцы-плантаторы пытались снова ввести его в южных штатах. Марк Твен высказал свое отношение к таким попыткам, рассказав о недавнем прошлом, о времени, когда он, тогда еще мальчик Сэм Клеменс, жил на берегу великой американской реки Миссисипи в маленьком городке Ганнибал.

2. Беседа по тексту.

Вопрос. Дома вы прочитали главы, рассказывающие о приключениях Гека Финна. Кто был его спутником и как произошла встреча? (С ним был Джим, чернокожий слуга мисс Уотсон, которого та хотела продать. Джим поплыл вместе с Геком, потому что не хотел попадать в рабство вдали от дома и оторваться от семьи.)

Вопрос. Уже с первых страниц книги мы сталкиваемся с реалиями рабовладельческого Юга. Но дети обычно учатся у старших. Джим для взрослых в городке Санкт-Петербург – раб, вещь, с которой можно не считаться, тот, кто создан выполнять приказы белых хозяев. Передалось ли подобное отношение и Геку? (Нет, у Джима с Геком складываются дружеские отношения.) Докажите это примерами из текста (любой эпизод путешествия по Миссисипи).

Вопрос. А понимает ли Гек, что его осудили бы в родном городе за то, что скрывает беглого раба? (Да, это неоднократно подчеркивается в тексте: «А мое положение! Всем будет известно, что Гек Финн помог негру освободиться; и если я только увижу кого-нибудь из нашего города, то, должно быть, со стыда готов буду сапоги ему лизать. Это уж всегда так бывает: сделает человек подлость, а отвечать за нее не хочет. Думает: пока этого никто не знает, так и стыдиться нечего»).

Вопрос. Почему же он все-таки не оставляет Джима, когда того уже поймали, ведь он мог спокойно уплыть дальше, никто не узнал бы об этом? (Потому что Джим его друг: «Стал вспоминать про наше путешествие… и все время видел перед собой Джима как живого… как он называл меня «голубчиком» и «сынком», и баловал меня, и делал для меня все, что мог, и какой он добрый… и как он был благодарен и говорил, что лучше меня у него нет друга на свете и что теперь я один у него остался друг».)

Вопрос. Почему же Геку не передается то отношение, которое проявляют к Джиму взрослые? (Гек видит Джима без предрассудков, таким, какой он есть на самом деле, ему важно, что Джим – прекрасный человек, а не то, какой у него цвет кожи.)

Вопрос. А что в Джиме не устраивает других жителей Санкт-Петербурга, да и многих жителей Юга? (У него темный цвет кожи.)

3. Социокультурный аспект урока.

Слово учителя. Да, жизнь Джима искалечили расовые предрассудки, именно из-за них он вынужден бежать из дома, разлучившись с семьей, скитаться на плоту по реке. Но история Джима далеко не единичный случай. Известно множество фактов проявления подобного отношения к людям, внешне отличающимся от других.

Ярчайшим примером судьбы, сломанной расизмом, стала судьба великого спортсмена, чемпиона Стокгольмской Олимпиады 1912 года, тезки героя Марка Твена, Джима Торпа. Его медали были завоеваны в труднейших видах программы – пятиборье и десятиборье – со значительным преимуществом над своими конкурентами. Вручая американскому индейцу лавровый венок, король Швеции Густав V сказал, что считает его величайшим атлетом всех времен. В пятиборье Торп показал лучшие результаты в прыжках в длину, в беге на 200 и 1500 метров и в метании диска. И только в метании копья он занял третье место.

Если легкую атлетику называют «королевой спорта», то десятиборье, несомненно, венец «королевы».

Своим выступлением в Стокгольме Джим Торп доказал, что он действительно величайший атлет своего времени. Вот результаты, показанные им на Королевском стадионе:

    Бег на 100 метров – 11,2 сек;

    Прыжки в длину – 6 м 79 см;

    Прыжки в высоту – 1 м 87 см;

    Толкание ядра – 12 м 89 см;

    Бег на 400 м – 52,2 сек;

    Бег на 110 м с барьерами – 15,6 сек;

    Метание диска – 36 м 98 см;

    Прыжок с шестом – 3 м 25 см;

    Метание копья – 45 м 70 см;

    Бег на 1500 м – 4 мин 40,1 сек.

Набрав 8412 очков, Торп на 690 очков опередил ближайшего соперника шведа Хуго Висландера. Если пересчитать результат Торпа по действующей сейчас таблице, получится, что он на 1075 очков больше, чем у победителя Олимпиады 1920 года, и на 102 очка больше, чем у победителя Олимпиады 1924 года!

Королевский стадион стоя приветствовал героя V Олимпиады. В те дни В Стокгольме Джим Торп был самым популярным человеком. Когда он вернулся домой, ему рукоплескала вся Америка. Джим был счастлив.

Разве могли бедные индейцы, родители Джима, там, в Оклахоме, даже мечтать об этом, когда в 1889 году Джим появился на свет?! Его назвали Ва-Тхо-Хук, что означает «Сверкающая тропа». Это уже потом ему дали имя Джим Торп, для удобства произношения. С самых ранних лет Джим любил бегать и прыгать, как все мальчишки в мире. Никакие мальчишечьи игры не проходили без его участия. Больше всего он любил объезжать диких пони и бегать с ними наперегонки.

Пришло время учиться. В школе развитому, физически крепкому парнишке тренеры не давали прохода: одни тащили его в футбол, другие – в баскетбол или плавание. Так и занимался Джим всем понемногу: прекрасно играл в футбол, баскетбол, бейсбол, лякросс, неплохо плавал, принимал участие в школьных соревнованиях легкоатлетов.

Огромный спортивный талант Торпа помог ему продолжить образование – сначала он попал в колледж, а потом и в университет. Учился он в Пенсильвании, в Карллилском университете. Там он серьезно увлекся легкой атлетикой и уже через год был включен в олимпийскую сборную США, поехал в Стокгольм и привез оттуда две золотые медали.

Да, Джим был счастлив! Но не всем в Америке пришлась по вкусу слава молодого индейца. Поборников расизма и дискриминации возмутил Восторженный прием, оказанный американским народом герою Стокгольма. Они забыли, что в шведской столице Джим Торп защищал цвета американского флага и в честь его побед звучал гимн Соединенных Штатов. Слишком уж ярким опровержением их теории расового превосходства белых были феноменальные успехи двукратного олимпийского чемпиона.

И вот не прошло и года, как в печати появилась заметка некоего Чарльза Кленси, в которой он сообщал, что за два года до Олимпиады Джим Торп играл в бейсбол в составе какой-то полупрофессиональной команды и получал за это деньги. Чересчур поспешно три члена исполнительного бюро Любительского атлетического союза США (ААЮ) от имени Олимпийского комитета США обратились с письмом к Олимпийскому комитету Швеции, где сообщали о дисквалификации Торпа как профессионала и просили пересмотреть порядок занятых мест на всех олимпийских соревнованиях, в которых участвовал Торп.

Торп пытался сопротивляться, протестовать, но безуспешно. У него отняли золотые медали и передали их в МОК для вручения спортсменам, занявшим вторые места. Членов Олимпийского комитета не смутил отказ шведского десятиборца X. Висландера принять золотую медаль.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector