x x
menu

Т. Шевченко. «Завещание» – произведение, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее

Цель: ознакомить учеников с произведением Т. Шевченко «Завещание», сделать идейно-художественный анализ данной поэзии; определить, какие факты из жизни поэта положены в основу стиха; проследить, как в произведении раскрывается пламенная любовь автора к Украине, вера в революционное свержение самодержавия; развивать у учеников навыки выразительного чтения, культуру связной речи, умение логически мыслить, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; воспитывать чувство уважения, любви к родному краю, его народу; интерес к следствиям собственной работы; прививать пунктуальность, стойкость, мужество, настойчивость.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, учебник, грамзапись стиха «Завещание», рисунки-иллюстрации к произведению; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Опрашивание поэзии Т. Шевченко «Завещание» наизусть.

III. Актуализация опорных знаний, умений, представлений и чувствительного опыта с вопросами.

Что вам известно о поэзии как литературном жанре? (Поэзия (гр. poisis - творчество) - 1) Словесное художественное творчество; искусство художественного отображения действительности в словесных образах. 2) Произведения, написанные стихами, ритмизированным языком; противоположное - проза. 3) Отдельное произведение, написанное ритмизированным языком; стих).

Какие поэтические произведения вы знаете?

К какому роду художественной литературы принадлежат поэтические произведения? (Лирике).

Назовите художественные средства, которые художники слова чаще всего применяют в своих произведениях.

В какую историческую эпоху жил и создавал Т. Шевченко? За что Т. Шевченко преследовался царской властью? Кто такие были революционеры? Можно ли Т. Шевченко назвать революционером?

Почему писатель избрал путь бунтарства? Из-за чего Т. Шевченко называют Кобзарем?

Объясните этимологию слова «Кобзарь», сделайте его словообразовательный анализ.

IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

  • «Завещание» - вершина гражданской лирики поэта.

В. Смолянская.

  • «Завещание» - короткое программное обращение поэта к современникам и следующим поколениям...

Г. Скука.

  • Кандалы порвите
  • И вражеской злой кровью
  • Волю окропите.
  • Т. Шевченко.

10. Обсуждение содержания поэзии с вопросами.

• Что является завещанием? Для чего его составляют?

• Чем «Завещание» Шевченко отличается от обычного?

• С какой просьбой обращается Т. Шевченко к народу в начале поэзии?

• Почему Шевченко желает быть похороненным на Украине? О чем это свидетельствует?

• Какой поэт изображает Украину? («Степи широкие», «Поля широкополые», Днепр, кручи) О чем мечтает Т. Шевченко?

• Кто были врагами украинского народа?

• Какие страдания испытал простой люд?

• К чему призывает поэт в произведении? Ответ свой подтвердите цитатами.

• Каким путем, по мнению Т. Шевченко, можно получить волю? Почему?

• О какой «семье» мечтает автор? Какой она будет по его убеждению? Подберите эпитеты к этому слову из произведения.

• Какая последняя просьба поэта?

• Как трудящиеся выполнили завещание Кобзаря?

11. Художественные особенности произведения.

Эпитеты: «степь широкая», «Украина милая», «поля широкополые», «вражеская злая кровь», «семьи большой... свободной, новой», «незлым тихим словом», «синее море».

Повторы: «Как... было...», «ревет ревущий», «в семье...».

12. Дополнительный материал.

«Завещание переведено более чем на 50 языков народов мира. Поэтому и возникла такая народная пословица: «Шевченко «Завещание» облетело весь мир».

«Завещание» уже давно получило международное признание. Когда в 1929 году хоровая капелла «Мысль» выступала в Париже, ей пришлось по просьбе французов исполнить «Завещание» несколько раз.

Как литературное произведение «Завещание» вышло за пределы Украины благодаря переводам, и переводили его чаще всего из всех произведений Шевченко.

В первую очередь оно было переведено на русский язык еще в 1862 г., дальше на польский, сербохорватский, болгарский, чешский, словацкий, белорусский, немецкий, французский, английский. На другие языки мира «Завещание» было переведено уже в нашем столетии. Среди переводчиков «Завещания» есть немало всемирно известных имен: Э. Войнич, Й. Бехер, И. Франко (на немецкий), А. Энзен, О. Дюран.

Более чем знаменательно, что на слова и мотив «Завещания» написано более полсотни музыкальных произведений: кантаты С. Людкевича и Б. Лятошинского, хоры Н. Лысенко, В. Зарембы, Г. Тучного, М. Вербицкого, О. Кошица, П. Демуцкого, М. Давыдовского, И. Омельченко, С. Людкевича, Л. Левицкого, В. Барвинского, К. Стеценко, Я. Степного, Л. Ревуцкого, О. Александрова; симфоническую поэму «Завещание» написал Г. Глиер.

Мелодия «Завещания», которую знает каждый на Украине и много кто за ее пределами, принадлежит полтавскому учителю Гордею Павловичу Тучному. В чем же секрет ее популярности? Глубина содержания, искренность печали, величие и суровость гнева, чрезвычайная эмоциональность, а главное - полное соответствие музыки идеи поэзии.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение тестовых задач.

1. Т. Шевченко завещает, чтобы его похоронили на Украине:

а) неподалеку от вишневого сада; б) среди степи широкой; в) в живописном городе.

2. Украину поэт называет:

а) милой; б) любимой; в) родной.

3. Какая река упоминается в поэзии? а) Дунай; б) Ока; в) Днепр.

4. «Завещание» - это призыв-обращение Т. Шевченко к народу:

а) постоянно читать произведения; б) восстать против самодержавия; в) ценить красоту украинской природы.

5. Дополните строку: «И вражеской злой кровью... окропите»: а) судьбу; б) волю; в) сердце.

6. При каких условиях поэт «полетит к самому богу»? Если:

а) прольется кровь вражеская; б) будет на это согласие народа; в) он ощутит собственную слабость.

7. «Завещание» Т. Шевченко написал 25 декабря 1845 г.: а) на Арале; б) в Переяславе; в) в Киеве.

8. На немецкий язык «Завещание» Т. Шевченко осуществил перевод:

а) П. Грабовский; б) И. Франко; в) Леся Украинка.

9. Мелодия к «Завещанию» Т. Шевченко принадлежит:

а) Н. Лысенко; б) Б. Лятошинскому; в) Г. Тучному.

10. «Завещание» Кобзаря переведено более чем на... языков народов мира:

а) пятьдесят; б) шестьдесят; в) сорок.

11. Т. Шевченко во время путешествия по обездоленной Украине слышал отголосок

вспышек крестьянских восстаний, проехав сотни сел:

а) Полтавщины и Киевщины; б) Сумщины и Черниговщины; в) Харьковщины и Львовщины.

12. Жанровой направленностью «Завещание» Т. Шевченко - это лирика:

а) философская; б) политическая; в) гражданская.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Докажите, что «Завещание» Т. Шевченко - это призыв к борьбе. Почему именно в борьбе поэт видел счастливую жизнь народа?

2. Какую Т. Шевченко в будущем видел «семью»? Осуществилась ли его мечта? Ответ мотивируйте.

3. По своей форме «Завещание» Т. Шевченко - а) монолог; б) полилог; в) диалог.

Карточка № 2.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать