Своеобразным завершением «московского» цикла произведений стала повесть Трифонова «Дом на набережной» (1976), которая благодаря своей бескомпромиссности и хоть и завуалированной, но все же достаточно ощутимой антисталинской направленности, стала одним из наиболее резонансных произведений советской литературы 70-х гг. В произведении писатель изображает судьбу Вадима Глебова, известного критика и эссеиста, который пользуется всеми теми благами, которые предоставляла советская власть лояльной к ней творческой интеллигенции. Автор раскрывает моральную позицию своего героя, анализирует мотивы его поступков, в частности тех, что начали его успешную карьеру. История Глебова возникает в произведении как попытка психологического самооправдания предательства ради материального и душевного комфорта, предательства, жертвами которого становятся близкие Глебову люди и прежде всего его научный руководитель, профессор Ганчук: на его защиту Глебов не решился выступить в годы сталинских репрессий.

Повесть, по мнению А. Коваленко, направлена против попыток оправдать свою моральную слабость и шаткость жестокостью времени, желанием перевести на других моральную ответственность за собственные поступки. По мотивам повести в московском Театре на Таганке Ю. Любимов поставил спектакль «Дом на набережной».

Честность и бескомпромиссность моральной позиции, злободневность возбуждаемой проблематики, углубленный психологизм характеризуют и произведения Трифонова последних лет, среди которых выделяются романы «Старик» (1978) и «Время и место» (1981). В романе «Старик» речь идет о трагических событиях времен гражданской войны на Дону в 1918 г. Главный герой произведения — Павел Евграфович Летунов старается составить своеобразное испытание собственной больной совести. Он снова и снова возвращается к вопросу, который не давал ему покоя много лет: правда ли был предателем комкор Мигулин (реальный прототип Ф. Миронов). В свое время Летунов на вопрос следователя дал ответ, который не исключает возможности участия Мигулина в контрреволюционном мятеже, и теперь Летунова мучает совесть, что тем самым он повлиял на трагическое решение судьбы Мигулина.

Произведение «Время и место» сам Трифонов обозначил как «роман самосознания». Герой этого произведения, писатель Антипов, в лице которого просматриваются и черты самого Т., всю свою жизнь словно испытывается на моральную стойкость. В романе Трифонов стремился собрать воедино все отрезки истории, свидетелем которых он был: конец 30-х гг., война, послевоенное время, хрущевская «оттепель», современность.