x x
menu

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАПЯТЫМИ СРАВНИТЕЛЬНОГО ОБОРОТА

Цели и задачи: повторить известный учащимся материал об обстоятельствах и способах их выражения; повторить правила выделения запятыми распространенных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом; дополнить тему новой информацией; объяснить и отработать основные правила постановки запятых и отсутствия их при сравнительных оборотах; развивать логическое мышление, воспитывать культуру учащихся. Материал, посвященный обстоятельствам, в целом знаком восьмиклассникам. При его изучении следует вновь обратиться к общему плану изучения второстепенных членов предложения. Изучая обстоятельства, важно ознакомить учащихся со всеми их разновидностями, выделяя их общие свойства. Не следует добиваться заучивания способов выражения обстоятельств — учащиеся усвоят их в процессе наблюдений над языковыми фактами. На каждый вид обстоятельств в учебнике имеется тренировочный материал. Новым для учащихся является понятие о сравнительном обороте и знаках препинания при сравнении.

Дополнительно рекомендуем провести такую работу. 1. Найдите и подчеркните обстоятельства, укажите член предложения, к которому они относятся, на какой вопрос отвечают, чем выражены, определите их разряд. 1. Колышется даль голубая, не видно нигде берегов (Из песни). 2. Здесь солдаты умирали, заслоняя сердцем нас (Ю. Друнина). 3. Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови (А. Сурков). 4. После боя сердце просит музыки вдвойне (Из песни). 5. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться (И. Крылов). 6. Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты (Из сказки). 7. По улицам слона водили, как видно, напоказ (И. Крылов). 8. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась (М. Лермонтов). 9. Не тратя время попусту, по-дружески да попросту поговорим с тобой (Е. Долматовский). 10. В нашем болотистом низменном крае впятеро больше бы дичи велось (Н. Некрасов). 11. Землю вскачь не пашут (Пословица). 2. Определите по фразеологическому словарю значение данных Оборотов. Составьте предложения с ними, употребив в роли Обстоятельств. Рукой подать, не за горами, не покладая рук, спустя рукава, кот наплакал, хоть пруд пруди, чуть свет, к шапочному разбору, сломя голову, черепашьим шагом, за тридевять земель, как сельдей в бочке, как грибы после дождя, как свои пять пальцев, как осиновый лист, как рыба в воде, в мгновенье ока, плечом к плечу, на скорую руку, во все лопатки, от доски до доски, с головы до пят, рука об руку, тютелька в тютельку, до последней нитки, положа руку на сердце, до глубины души, без оглядки, по горячим следам, для красного словца, с азов, во весь дух. 3. Творческая работа. Составить сообщения по каждому виду Обстоятельств с использованием своих примеров. 4. Подчеркните обстоятельства. Укажите, какими частями речи Они выражены, к какой группе по значению относятся. 1. Чужое небо и чужие страны радуют нас только на короткое время, несмотря на всю свою красоту (К. Паустовский). 2. Аркадий Павлович испугался не на шутку (И. Тургенев). 3. От усталости сами закрывались глаза, но почему-то не спалось (А. Чехов). 4. Издалека, со степи, слитой с небом, вздымались тучи и тихо плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени (М. Горький). 5. Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию (А. Куприн). 5. Распространите предложения, введя в них сравнительные Обороты. 1. Покрытый соснами холм синеет вдали. 2. Ручей весело играет на сеянце. 3. Повсюду в поле алые маки. 4. Моя подруга много читает. 5. Пришвин описывает русскую природу. 6. Герои Лермонтова размышляют о смысле жизни. 6. Диктант с комментированием и грамматическим заданием. Подчеркните сравнительные обороты. 1. Ничто так, как труд, не облагораживает человека (Л. Толстой). 2. К концу охоты утки, словно на прощание, стали подниматься целыми стаями (И. Тургенев). 3. Он встал и свинцовыми шагами, точно в кошмаре, поплелся через всю канцелярию (А. Куприн). 4. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Лермонтов). 5. Хлынул дождь как из ведра. 6. Мой знакомый точно в воду канул. 5. Составьте рассказ об экскурсии к памятнику, который находится в вашем городе (селе), используя сравнительные обороты. 6. Перепишите. Подчеркните обстоятельства. Определите их вид. Какие приёмы экспрессивного выделения (повторения слов, усиление синонимом, отчленение слова от фразы) обстоятельств здесь использованы? 1. Скоро, скоро зелёным пожаром запылают на солнце сады (М. Исаковский). 2. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро (И. Тургенев). 3. Действовать, действовать надо… Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н. Ильина).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать