Способы выражения второстепенных членов предложения

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:
Расширить представление учащихся о второстепенных членах предложения и способах их выражения; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; активизировать познавательную деятельность; стимулировать и развивать мыслительные процессы; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. Оборудование:
Учебник, учебные тексты. Тип урока:
Урок-практикум (урок обобщения и систематизации знаний). Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся различают второстепенные члены предложения, в том числе приложения как разновидность определения и разные виды обстоятельств; конструируют предложения, в которых второстепенные члены выражены разными способами; употребляют второстепенные члены предложения как средства выразительности речи. ХОД УРОКА I. Организационный

Этап
II. Актуализация

Опорных

Знаний
1.
Проверка домашнего задания
2.
«аукцион знаний»


♦ ♦

Перечислите главные и второстепенные члены предложения. Чем они отличаются? На какие виды делят сказуемые? Чем чаще всего бывает выражено подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство? Приведите примеры. Назовите признаки каждого из второстепенных членов предложения. (Можно провести в виде конкурса.) Что такое обособление?

Какие второстепенные члены могут обособляться? III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. Кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) в предложении могут быть второстепенные члены: определение, дополнение, обстоятельство.

При их помощи информация передаётся более полно, разносторонне. Называют их Второстепенными Неслучайно. Если эти члены предложения изъять из предложения, то мы информацию всё-таки получим. Но если убрать главные члены, то предложение не отразит важный для нас смысл.

Следовательно: второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу (подлежащее и сказуемое); второстепенные члены предложения, распространяя главные члены или другие второстепенные члены, помогают полнее, разностороннее и точнее выразить смысл высказывания. Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены, синтаксически зависят от главных членов предложения. IV
.

Работа

Над

Темой

Урока
1. объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.) — Традиционно среди второстепенных членов предложения выделяют определение, дополнение и обстоятельство. Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: Какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения.

Согласованные определения Связаны с определяемым словом типом связи Согласование И способны уподобляться ему в числе и падеже (а в единственном числе — и в роде). Несогласованные определения — это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания. Такие определения выражаются грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию. Особой разновидностью определений является приложение. Приложение — это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Определяя предмет, приложение даёт ему другое название.

Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем Существительным, личным местоимением, субстантивированным прилагательным и причастием, а также субстантивированным числительным. Приложения могут иметь самые разные значения. Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей. Разграничиваются дополнения прямые и косвенные. Прямое дополнение — это дополнение, обозначающее объект, на который непосредственно направлено действие.

Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит: y в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила (а. Фет); y в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести (К. Паустовский); y в родительном падеже при выражении «частичного объекта», то есть для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипячёной водой (К. Паустовский). Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.

Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, тёплых ливней… (К. Паустовский). Дополнение может быть выражено также инфинитивом (объектный инфинитив): И тогда государь повелел ослепить этих зодчих (Д. Кедрин). Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака. Обстоятельства связываются с определяемым словом посредством примыкания и управления и обычно подчиняются глагольному слову.

По значению обстоятельства делятся на несколько видов: образа действия (Как? каким образом?); меры и степени (Насколько? в какой степени?); места (Где? куда? откуда?); времени (Когда? как долго?); причины (Почему?); цели (С какой целью? зачем?); условия (При каком условии?); уступки (Несмотря на что?); сравнения (Как?). Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен. 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V.
Обобщение
,
Систематизация

И

Контроль

Знаний и

Умений

Учащихся
1. наблюдение над языковым материалом
Š Всегда ли наличие второстепенного члена в предложении оправданно? Прочитайте, как на этот вопрос отвечает К. И.

Чуковский. Всякая штампованная речь многословна. Ведь тот, кто пользуется истёртыми штампами, говорит по инерции, спустя рукава, его внимание к каждому слову ослаблено, поэтому он так и сыплет словами-паразитами, словами-пустышками, превращающими его речь в болтовню. …У нас часто поздравляют с достигнутыми успехами, исправляют имеющиеся ошибки, рассматривают полученные предложения, овладевают настоящим мастерством, обсуждают результаты проведённых выборов, горячо аплодируют приглашённым гостям и т. д.

, хотя никому не пришло бы в голову поздравить с успехами, которых, исправлять ошибки, которых _______ , рассматривать __________ предложения, овладевать ___________ мастерством, обсуждать результаты __________ Выборов или аплодировать гостям, которых забыли ________ . Š Какие слова опущены? Их легко восстановить, если внимательно прочитать и осмыслить высказывание. Запишите свои «находки». Š Найдите и обозначьте в тексте приложения.

Как вы понимаете образные характеристики слов, передаваемые ими? Ответ. Не достигли; нет; неполученные; ненастоящим; непроведённых; пригласить. 2. Практическая работа с языковым материалом
Š Прочитайте.

В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены.

Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клёна среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелёк. Здесь в светёлке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шёл отдохнуть душою послушать её чудесные сказки.

Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено всё здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав. Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню.

Ему здесь нравилось всё и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нём замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector