«Сон Обломова» разъясняет что такое «обломовщина»

«Сон Обломова» - этот великолепнейший эпизод, который  останется в нашей словесности на вечные времена, был первым,  могущественным шагом к уяснению Обломова с его   обломовщиной. Романист, жаждущий разгадки вопросам, занесенным в его  душу его же созданием, потребовал ответа на эти вопросы; за   ответами обратился он к тому источнику, к которому ни один человек  с истинным дарованием не обращается напрасно. Ему надо было  наконец узнать, из-за какой же причины Обломов владеет его   помыслами, отчего ему мил Обломов, из-за чего он недоволен   первоначальным, объективно-верным, но неполным, не   высказывающим его помыслов Обломовым.

 «Сон Обломова» не только  осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но еще  тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского  читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как  отдельное художественное создание, еще более поражает своим  значением во всем романе. Глубокий по чувству, его   внушившему, светлый по смыслу, в нем заключенному, он в одно время и  поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором   сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего  «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из  нас, как теперь, - «Сон» его разъясняет все наши недоумения и,  не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам   понимать и любить Обломова.

Тут нет ничего лишнего, тут не  найдете вы неясной черты или слова, сказанного попусту, все   мелочи обстановки необходимы, все законны и прекрасны. Онисим  Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как  ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, -   любезен нам и необходим в этом деле уяснения. Заспанный челядинец,  дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся утопающие мухи, и собака, признанная бешеною за то только, что   бросилась бежать от людей, собравшихся на нее с вилами и топорами, и  няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что   Илюша пойдет затрагивать козла и лазить на галерею, и сотня других  обворожительных, миерисовских подробностей здесь необходимы,  ибо содействуют целости и высокой поэзии главной задачи.

Итак, «Сон Обломова» расширил, узаконил и уяснил собою  многознаменательный тип героя, но этого еще не было   достаточно для полноты создания. Новым и последним,   решительным шагом в процессе творчества было создание Ольги   Ильинской - создание до того счастливое, что мы, не обинуясь,   назовем первую мысль о нем краеугольным камнем всей   обломовской драмы, самой счастливой мыслью во всей артистической  деятельности нашего автора. Даже оставивши в стороне всю   прелесть исполнения, всю художественность, с которою   обработано лицо Ольги, мы не найдем достаточных слов, чтоб высказать  все благотворное влияние этого персонажа на ход романа и   развитие типа Обломова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент