Социально-бытовая драма из жизни театральных актеров «Участь»

Цель:               ознакомить учеников с содержанием социально-бытовой

драмы «Участь», ее проблематикой; дать характеристику образов персонажей произведения; обосновать место М. Старицкого в истории украинской литературы, воспитывать понимание общечеловеческих ценностей, любовь и уважение к творчеству писателя.

Тип урока:     изучение нового материала.

Оборудование: портрет М. Заньковецкой, эпиграф к уроку, памятка «Средства создания образа человека», ориентировочный план-характеристика.

Я думаю, что моя сила наибольшая в драме.

М. Старицкий

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1.  Тренинг «Раздумья вслух»

•   Как вы понимаете понятие «любовь»?

2. Создание «ассоциативного куста» к слову «любовь»

Любовь - чудо - сказка - взаимопонимание - сила, больше жизни - физическая близость - водоворот чувств - оправдание греха - трагедия - счастье - ...

I. восприятие и усвоение учебного материала

1. Вступительное слово

«Я думаю, что моя сила наибольшая в драме»,- писал М. Старицкий И. Франко. Драматург написал более как 30 пьес оригинальных (на заимствованные сюжеты популярных прозаических произведений) и основательно переработанных сценических драм других авторов. Среди оригинальных произведений писателя высочайшей оценки заслуживают социально-психологические драмы «Не судилось» («Господское болото») (1881), «Участь» (1893), «Во тьме» (1892), «Крест жизни» (1901), социально-бытовая «Ой не ходи, Григорий, да и на вечерницы» (1887). Им присуща актуальная, весомая проблематика, психологическая достоверность характеров, связь с фольклорно-этнографической культурной традицией, яркая сценичность. Жизнь украинского пореформенного города и села, бытование разных общественных слоев и прослоек, их взаимодействие показано здесь правдиво и глубоко.

2. Повторение сведений из теории литературы

Драма - 1. Один из основных родов художественной литературы, которая изображает действительность непосредственно через высказывание и действия самих персонажей. 2. Один из жанров драматического рода, наряду с комедией, трагедией, это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении.

3. Анализ драмы «Участь»

Драму «Участь» М. Старицкий посвятил Марии Заньковецкой— выдающейся актрисе, которая высоко подняла украинское сценическое искусство.

«Интересно знать» (см. дополнение)

В драме «Участь» М. Старицкий ставит и решает с демократических позиций ряд важных в то время проблем, в частности таких, как судьба художника в буржуазном обществе, отношение этого общества к художнику перед народом и борьба за реалистические пути развития искусства.

События, обрисованные в драме, происходят в хорошо известном для Старицкого художественном мире. Чудесно зная состояние театральных дел на Украине, хорошо понимая большое значение сценического искусства в жизни народа, драматург правдиво воссоздал трудные условия жизни и работы актеров украинских театров. Он показал, что причиной этого было буржуазно-помещицкое общество с его антигуманными законами жизни и растленной моралью.

Старицкий впервые в украинской литературе затронул тему жизни и творческих будней украинских актеров. Эта пьеса, как отмечает автор в названии, «Из побитых малорусских актеров».

Драматург изображает деятельность прогрессивных художников, которые стремятся своей сценической работой верно служить народу. Борясь против апологетов безыдейного искусства, искусства ради развлечения, они защищают основные принципы реалистического, народного театра, его могущественную социально-воспитательную роль. Такими есть Степан Безродный, Марко Жаливницкий, Анна Кулишевич и другие актеры. К ним принадлежит и молодая талантливая актриса Мария Лучицкая.

В театре Лучицкая ведет продолжительную борьбу против произвола и интриг со стороны бездарной артистки Екатерины Квятковской, деспотического антрепренера труппы Юрия Котенко, продажного репортера газеты Аврама Юрковича и других. Все они не только мешают творческой работе актрисы, но и ускоряют ее трагический конец.

Трагическая смерть артистки - типичное явление в классовом тогдашнем обществе, господствующие круги которого враждебно относились как к настоящему искусству, так и к талантливым деятелям сцены.

4. Беседа по смыслу драмы «Участь»

  • Каким эпизодом автор начинает первое действие? 
    • Какими в произведении показаны мастера сцены, подсобные рабочие, газетчики? 
    • Когда впервые мы знакомимся с драматической актрисой Марией Лучицкой? 
  • Какое впечатление она на вас произвела?
  • Почему старая няня считает Квитку достойной парой Лучицкой?
    • Чего не может простить актриса Квитке, которого когда-то очень любила?
  • Почему измена искусства больше всего донимает Марию Лучицкую?

 

5.  Чтение отрывков пьесы по ролям

6.  Литературная игра «Наиболее внимательный читатель»

 

  1. « Человека-то я слышу…Вот вы мне дороги не талантом своим, не тем, что на него собирается люд, а своей ясной верой в людей и в святое дело, своей чистотой, как хрусталь, душой». Говорит Лучицкий…(Безродный)
  2. «Нет, голубка: и он, и я…как брат и сестра, как друзья…О любви не может быть и речи». О ком говорит Лучицкая? (О Жаливницком)
  3. «Нет, я верю в сцену! Я верю в ее высокий вес: она меня лаской отогрела, и мне нужно ей послужить!»…Кто кому говорит? (Лучицкая Квитке)
  4. «У нас теперь мода на Лучицкую, и мода более всего в режиссера» Говорит (Квятковская), обращаясь к (Юрковичу).
  5. «…предала дело большое ради своего собственного сердца, и меня моя измена изменой же и бьет!»…Говорит (Лучицкая), обращаясь к (Палажке).

 

7. Характеристика образов персонажей

Слово учителя

В драме «Участь» основное внимание драматург сосредоточивает на всестороннем раскрытии образа Лучицкой, на показе ее сценической и личной жизни. Другие персонажи изображены бледнее: они собственно подчинены более широкому раскрытию образа главной героини произведения.

Пользуясь большим успехом на сцене, Лучицкая стремится к личному счастью, не понимая того, что оно для нее возможно лишь во вдохновенной творческой работе в пользу народа.

Работа с памяткой

(Ученик по памятке характеризуют образ Марии Лучицкой). Памятка «Средства создания образа человека»:

  • внешний вид (портрет);
  • психологический анализ;
  • характер персонажа;
  • прямая авторская характеристика;
  • характеристика героя другими персонажами;
  • сравнение героя с другими персонажами, их противопоставление;
  • изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);
    • изображение социального окружения, общества, которое имеет влияние на формирование характера;
    • художественная деталь;
    • наличие или отсутствие прототипа.

Составление плана-характеристики

(Ученики самостоятельно составляют план-характеристику Марии Лучицкой).

Ориентировочный план-характеристика:

  1. Мария Лучицкая - центральная фигура драмы «Участь».
  2. Внешний вид.
  3. Черты характера:

а)  чистая, целостная натура;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector