x x
menu

Сочинение на тему: Психология человека на войне (М. Шолохов и Л. Толстой)

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи.

В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений. Прежде всего, в обоих произведениях военная действительность Отражается не через восприятие какого-нибудь одного героя: и Л.

Толстому, и М. Шолохову важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с ней перемены. Так, в «Войне и мире» мы слышали гордые слова Андрея Болконского о том, что он идет на войну из-за того, что «эта жизнь не по мне», толки московского и петербургского света и т. д. Точно также в «Тихом Доне» читатель одновременно или с незначительной отсрочкой узнает, как в разных местах казаки встречают весть о начале войны: полк Григория находится в Карпатах, часть Митьки Коршунова стоит под Вильнюсом, брата же Григория, Петра, мобилизация застает в хуторе Татарском. В обоих произведениях отражено народное отношение к войне: у Л. Толстого — общенародное, у М.

Шолохова — в его казачьем варианте. В романе «Война и мир» война для народа — тяжелая работа, кровь, страдание, смерть.

Вот картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки... Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди». Читая это описание, чувствуешь огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость. Нет на войне ничего эффектного и показного, люди просто выполняют свой долг, не помышляя о том, что они герои (самый яр кий пример — батарея штабс-капитана Тушина). Прошло почти сто лет, а в поведении человека на войне, ка жется, ничего не изменилось. Та же кровь, то же напряжение человеческих сил, то же искаженное войной лицо земли: «По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали местечки, деревни, городки...

В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». И нет здесь никаких героев, а есть страх, ужас до потери рассудка и инстинктивная защита собственной жизни. Один из многочисленных примеров тому — эпизод с казаком Крюковым, спасшим казака Иванкова от смерти и убившим нескольким немцев, окруживших его: «... он, подняв на дыбы коня, вихляясь всем телом, отбивался шашкой до тех пор, пока ее не выбили. Выхватив у ближнего немца пику, он развернул ее, как на ученье». М. Шолохов не лишает Крюкова смелости и боевой изворотливости, но постепенно придает этой схватке характер безумной драки, где люди теряют свое человеческое лицо и, «озверев от страха», «кололи и били чем попало».

(«Обеспамятевшие от ужаса лошади налетали и бестолково сшибались»). Перед нами — не героический подвиг, а обыкновенный военный эпизод, где обыкновенные люди, еще не искушенные в бою, испугались друг друга, вступили в бой, выполнив свой долг, и только случайность решила исход схватки. Здесь нет трусов, но нет и чудо-богатырей, а показана психика рядового человека в нечеловеческой ситуации убийства себе подобных. Убийство и у Л. Толстого, и у М.

Шолохова является тяжелым нравственным потрясением. Как Петя Ростов в «Войне и мире» не может не думать об убитом им французе, так же точно Григорий Мелехов вновь и вновь возвращается к убитому им австрийцу. Убийство — это тяжесть, с которой не могут справиться ни сознание, ни чувства. И Л.

Толстого, и М. Шолохова глубоко волнует вопрос о человечности на войне. Ясно, что эти два понятия непримиримо враждебны друг другу, однако оба писателя убедительно показывают, что именно в ситуации кровавой бойни проявляется истинная сущность человека, и если была в нем человечность, то она лишь укрепится в испытаниях.

Мы помним, как в «Войне и мире» Пьер выносит из горящего дома девочку, Андрей Болконский спасает безвестную лекарскую жену. Аналогичная ситуация и в «Тихом Доне». Григорий Мелехов, один против целого взвода, бросается защищать несчастную Франю, и потом, вспоминая эту страшную сцену, едва не плачет: что сделала с людьми война! Сам тяжело раненый, выносит из боя офицера.

Спасает он и своего смертного врага — Степана Астахова. «Спас, подчиняясь сердцу», — отмечает М. Шолохов. Итак, война сурово экзаменует человека на нравственную крепость, веру и самоотверженность. Но она же убедительно показывает, что реально в человеке доброе начало, что сострадание и милосердие помогут человеку и в огне спасти живую душу. Верой в человека, способного вынести любые испытания, проникнуты романы «Война и мир» Л.

Толстого и «Тихий Дон» М. Шолохова. О романе «Они сражались за Родину» сам Шолохов сказал так: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба». В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова.

Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине. Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться.

В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в котором после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там оставаться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти?

Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя? » Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма...». Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодушный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту историю описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко — «пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами» — отразили оптимистическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году. Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появлению в романе нового героя — генерала Стрельцова, брата Николая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В течение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен.

Он мужественно вытерпел все невзгоды плена. В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!

» Сильное эмоциональное воздействие производят все батальные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и командиров — остатки жестоко потрепанного в последних боях полка — шли сомкнутой колонной», как воины сохранили полковое знамя. Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшегося лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще услышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег?

Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку...

И зажег!» Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который использует каждую возможность оказаться на переднем крае. Лопахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присматривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать — уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!

» Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Стрельцов при отступлении переживает: «... какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но отвечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!

» Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с колосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,— как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать