Сочинение: Концепция человека в поэзии Есенина

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С. Есенин В своих поэтических и публицистических произведениях Сергей Александрович Есенин создает неповторимую, образную концепцию человека. Часто стихи написаны от первого лица, и тогда личность поэта и его лирического героя сливаются. Поэзия С. А. Есенина очень личностная, все события пропущены через сердце и душу автора. Отсюда невероятное родство с окружающим миром, включением Космоса в «земной быт» крестьянской деревни.

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Вначале мир поэта не затуманен проблемами, он еще безмятежен и прекрасен, чувствуется полная гармония автора с окружающим.

Но чем взрослее становится поэт, тем больше видит и понимает, что не все так прекрасно, как в величественной природе. Человек вмешивается в веками устоявшееся, нарушает привычный ход вещей, а сможет ли сохранить прекрасной окружающую природу? Этот вопрос звучит уже в раннем стихотворении «Сорокоуст». Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце. Уйдя из деревни в большой мир, поэт не находит в нем поддержки, нет прежней гармонии и в душе. Хочется разрушать и громить все вокруг, уходит почва из-под собственных ног, нет опоры для поэтической души. Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать. Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы, Так хорошо тогда мне вспоминать Заросший пруд и хриплый звон ольхи... В своих корнях автор ищет поддержку в жизни, чтобы противостоять тяжелым невзгодам, а их немало на его пути. Поэт — всегда мыслитель, задумывается о вечных вопросах бытия, о своем месте в этом огромном и чуждом ему мире, ищет родственные души, чтобы разделить вместе радость, заботы, печаль. Но, к сожалению, остается одиноким, непонятым. Жизнь быстро движется вперед, за ней непросто угнаться. И даже в некогда близкой сердцу Есенина деревне теперь поют совсем иные песни, другая строится жизнь.

А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют. И это я! Я, гражданин села.

Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита. Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин...» Вместе со зрелостью приходят мудрость и понимание неотвратимости перемен. Поэт пытается осмыслить происходящее, установить связь с этим новым миром, обрести гармонию, без которой невозможно творить. Ну что ж!

Прости, родной приют. Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен. Пускай меня сегодня не поют — Я пел тогда, когда был край мой болен. Приемлю все Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Мятежная душа Есенина ни в чем не находила покоя, даже любовь — прекраснейшее чувство оборачивается страданиями и потерями. Слишком эмоционален поэт, неудобен в общении, не хочет ни к чему и ни к кому приспосабливаться. У него свой путь, по которому ведет его талант, судьба, предначертанность сущего. Есенину хочется остановиться, стать «степенным» и послушным, но это противоречит его натуре, он уже «закусил удила».

Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь загнанная, в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Пережив бури, поэт счастлив, что остался жив, теперь в советской стороне он «самый яростный попутчик». Но временами опять находят сомнения. «Жизнь моя? или ты приснилась мне?

» Такова судьба большого поэта — сомневаться и мучиться, выливая свои страдания и радости в прекрасные стихи. Не избежал этой участи и Сергей Александрович Есенин.

Благодаря его правдивому поэтическому дневнику мы судим о времени и людях, смотрим на события его мудрыми и печальными глазами. Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой, свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. «Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками»,— писал Алексей Толстой. Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь. Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах...

После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: «Советские устремления... оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни». Истинная красота редкостна, потому что она — чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы «соками» он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим...

Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который «звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой». Вот это единство в коротком стихотворении поэта: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. »Выткался над озером алый свет зари... », и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари «выткался». Или: «Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя — поле безбрежное, дышит запахом меда и роз».

Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным.

Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: «Чуда! Чуда!

» «Чудо у тебя на руках!» — был ответ Спасителя. Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.

»Быть поэтом — самая печальная радость... Истинная поэзия — это любовь, мужество, жертва... Все остальное не в счет, даже смерть»,— писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это.

Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение — тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, — уже соломинка, за которую можно держаться.

Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли — работа. «Всю душу выплесну в слова!

» — пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным.

Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: «Снова пьют здесь, дерутся и плачут... », «Все сжигает житейская мреть...». А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: «Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло».

Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства — корня Руси — «срубили» поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел «нежность грустную русской души». И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать: Чтоб за все грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. Это и завещание поэта, и его покаяние.

И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector