Синонимия сложных предложений

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  Познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний. Оборудование:  Учебник, учебные тексты, запись на доске.

Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые Результаты:
Учащиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; употребляют в речи и конструируют как синтаксические синонимы сложносочинённые предложения с различными союзами, а также сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.

ХОД УРОКА I.  Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний
1. слушание 3–4-х сообщений учащихся (см. творческое домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа
♦ Что такое синонимы?

♦ Как вы понимаете значение ключевого слова темы нашего урока «Синонимия»? (Синонимы — слова, сходные по значению, а синонимия — это процесс.)

♦ Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Запись на доске.) Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето (К. Г. Паустовский). (Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдём там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

III. Постановка Цели И Задач Урока
Учитель.

Синтаксический строй русского языка представляет собой сложное, динамичное единство процессов и явлений. Для Каждого предложения, построенного по той или иной модели, характерны системные связи с другими моделями и их модификациями.

Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, то есть параллельных оборотов речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять один другой: Она грустила. — Ей было грустно. — Она чувствовала грусть. — Грустно ей было! Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение. Синтаксическая синонимия в современном русском языке получила достаточно широкое освещение, но, несмотря на это, остаётся ещё множество нерешённых проблем…

IV Работа Над Темой Урока
1. объяснение учителя
— Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. Некоторые смысловые отношения могут выражаться как сложносочинёнными, так и сложноподчинёнными предложениями. Так возникают синтаксические синонимы, различающиеся стилистическими оттенками или сферой употребления.

Сложносочинённые предложения отличаются живостью, лёгкостью, непосредственностью и поэтому более характерны для разговорной речи: Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. — Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться. Существует синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых предложений: Придёт зима — пруд покроется льдом (бессоюзное). — Придёт зима, и пруд покроется льдом (сложносочинённое). — Когда придёт зима, пруд покроется льдом (сложноподчинённое). Проявляются синонимичные отношения и в сложносочинённых предложениях, когда части связываются синонимичными соединительными союзами: Берёзы распустились, но дубы стояли обнажёнными. — Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией. Сравните три примера.

1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями Посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег. Попробуем определить смысловые взаимоотношения между Частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого — указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого — указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. а в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем.

Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно. Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями.

Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

1. наблюдение над языковым материалом
Š Сравните два отрывка. 1) Я умирал от скуки.

Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

2) Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о её судьбе меня мучила.

Единственное развлечение моё состояло в наездничестве. Š Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором — простые предложения объединены в сложные.) Š Какой из отрывков, по вашему, принадлежит а. С. Пушкину?

Обоснуйте своё мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

2. Практическая работа с языковым материалом
Š Спишите предложения, расставляя в них недостающие знаки препинания. Определите смысловые отношения между частями сложных предложений.

1) лицо центуриона было изуродовано нос его некогда был разбит ударом германской палицы.

2) Поведение кота поразило Ивана он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу.

3) Но это ещё не всё третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

4) Мало того, что он позволил себе прямые призывы к мятежу он ещё убил стража при попытках брать его.

5) Не нужно было больше притворяться, не нужно было подбирать слова с каждым словом ему становилось легче и легче. 6) Он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет загорелась в стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!».

7) Владела или не владела этим домом тётка александра Сергеевича мы точно не знаем.

8) Москва отдавала накопленный за день в асфальте жар ясно было ночь не принесёт облегчения.

9) ах, кричали они напрасно не мог Михаил александрович позвонить никуда.

10) Маргарита распахнула дверь половая щётка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. (По М. Булгакову)

Š Выделите в приведённых предложениях обособленные члены; объясните причины обособления. Š Найдите сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector