x x
menu

Сатирическое изображение государственного устройства, законов и обычаев ХVІІІ ст. в Романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»

Цель:  раскрыть аллегорически-сатирическое содержание книги, ее гуманистическую направленность, помочь ученикам понять ироничность сатирического рассказа Дж. Свифта, объяснить понятие иронии и юмора; формировать навыки выразительного чтения и пересказа, учить анализировать художественное произведение (коммуникативные компетентности); воспитывать доброжелательное отношение к слабым, непринятие войны как неестественного явления (социальные компетентности).

Тип урока:     урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учеников к произведению, опорная схема «Лилипутия», таблица «Лилипутия — Англия XVIII ст.», карта мира.

Не развлекать читателя, а будить в нем зрелость.

Дж. Свифт.

Сатира - своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит, как правило,

лицо всех, кроме своего собственного.

Дж. Свифт.

Свифт довел до абсурда навыки, взгляды, гражданское устройство и идеалы современной ему эпохи.

Леся Украинка.

Ход урока.

І. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дети. Я немного волнуюсь. А вы?

Перед вами календарь настроения. Рассмотрите его. Обозначьте ваше настроение соответствующим цветом. Отложите его в сторону, мы к нему вернемся в конце урока.

Сегодня утром, когда я выходила из дома, на мой адрес в интернете поступило письмо для книготорговца Б. Мотта. Этот книготорговец занимался печатью и продажей книг в Англии в начале XVIII ст., именно в то время, когда жил и вел активную политическую и литературную деятельность известный английский писатель Дж. Свифт.

Какое отношение имеет это письмо к нашей сегодняшней встрече? Не знаю. Давайте ознакомимся с ним. (Учитель передает письмо ученику, и тот зачитывает его одноклассникам).

Довольно интересное письмо, а о ком в нем идет речь? Так, теперь все становится понятным. Ведь сегодня мы продолжаем работу над романом Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», которую начали на предыдущих уроках.

А знаете ли вы, как отреагировал на это письмо Мотт? Это письмо его очень заинтриговало, и он начал тщательно читать рукопись, сопоставляя ее с географической картой.

«Мы отплыли из Бристоля 4 мая 1699 года». (Учитель смотрит на карту). Все довольно достоверно. Вот он, Бристоль. (Учитель показывает на карте ученикам маршрут корабля, на котором плыл Гулливер). Дальше океан. Корабль обогнул Африку и взял курс на Ост-Индию. «Мы были отброшены страшной бурей на северо-запад от Вандименовой земли (старинное название острова Тасмания, расположенного недалеко от Австралии) - довольно конкретный ориентир, чтобы не верить автору. Но о чем это дальше говорит автор? Возможно ли такое? Острова населены туземцами, точной копией человека, но в 12 раз меньшими. Монарх, премьер-министр, войско?..

Мотт напечатал рукопись небольшим тиражом. Мог ли он надеяться, что уже через неделю книгу раскупят и понадобится еще один тираж? А потом еще и еще. «Путешествия Гулливера» читали и обсуждали в стране все: от кухарок до министров. Такой популярности не имела в те годы ни одна книга. Но одно оставалось для Мотта загадкой. Ведь ни в 1726 году, когда книга было издана, ни со временем он так и не смог познакомиться ни с автором Лемюэлем Гулливером, ни с его родственником Ричардом Симпсоном.

Почему? Ответ очень простой: так как ни того, ни другого вообще не существовало в природе. Лишь через 11 лет, в 1737 году, авторство книги признал сам Свифт, когда начал печатать собрание своих произведений.

Вопрос урока.

• Почему Свифт на протяжении 11-ти лет не сознавался, что является автором очень популярной книги? Какую цель ставил автор, так тщательно описывая выдуманную страну Лилипутию?

Ответы на эти вопросы вы дадите в конце урока, после того, как мы познакомимся с этой удивительной страной.

II. Сообщение темы, цели, эпиграфов урока.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учеников.

Дети, обратите внимание на эпиграфы, ведь они являются неотъемлемой составляющей нашего урока, и к ним мы еще будем обращаться на протяжении работы. Что касается задач урока, то они такие: нам нужно выяснить, какими были законы и устройство в Лилипутии, приносили ли они пользу своему народу? Кто приходил к власти, каким образом? Мы должны заполнить анкету «Удивительная страна Лилипутия», а также обработать таблицу, в которой проведены параллели между английским обществом XVIII ст. и героями произведения Дж. Свифта.

ІІІ. Работа над темой урока.

Дети, вы уже прочитали роман «Путешествия Гулливера»? Как вы думаете, для кого он был написан: для взрослых или детей?

Давайте поработаем с текстом и выясним это. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении: серьезные, глобальные или развлекательные?

Так вот, перейдем к произведению. И начнем с его жанровых особенностей.

•          К какому жанру романа, по вашему мнению, принадлежит это произведение: к научному, психологическому, приключенческому?

•          Почему именно к приключенческому?

«Путешествия Гулливера» - это не только приключенческое произведение. Прежде всего, это сатирический роман.

Работа со словарем литературоведческих терминов:

1)         Сатира — резкое осмеивание общественных недостатков, изобличение недостатков действительности.

Итак, Дж. Свифт разоблачал истинную сущность явлений политической жизни Англии XVIII ст. То, что невозможно было сказать открыто, писатель говорил через аллегорические образы.

2)         Аллегория — это…

Когда автор рассказывал о лилипутском императоре, придворных интригах, борьбе политических партий, то все это, будто в зеркале, отображало действительность одной страны. Какой именно? (Англии).

Как бы не открещивалась от таких аналогий британская власть, на это Свифт сказал: «Сатира - своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит, как правило, лица всех, кроме своего собственного».

А теперь перейдем к сюжету произведения. Перелистаем первые страницы романа и вспомним, какая страшная трагедия произошла с кораблем, на котором отправился в плавание Лемюэль Гулливер? (Ответы учеников).

А вот как об этом пишет Свифт (текст сопровождает музыка современного американского композитора Ральфа Рейджера, которая была написана для американской экранизации «Путешествий Гулливера»): «Когда мы направлялись в Ост-Индию, нас захватил страшный шторм и отнес на северо-запад ои Вандименовой Земли…5 ноября стоял густой туман, итак матросы только на расстоянии полкабельтова от корабля заметили скалу. Сильный ветер гнал нас просто на нее, и корабль разбился. Шестерым из экипажа, и мне в том числе, посчастливилось спустить на воду лодку и отплыть на безопасное расстояние от корабля и скалы. Мы гребли, думаю, с три лиги, пока совсем изнемогли. Дальше мы пустились на волю волн, и через полчаса шквал с севера перекинул нашу лодку. Думаю, что все мои товарищи погибли. Я плыл наугад, подталкиваемый ветром и притоком, все время искал ногами дна. В конце концов, крайне изнеможенный, я вдруг ощутил под ногами землю». (Музыка стихает).

И в какую страну он попал?

Вы уже прочитали это произведение. Какой возникает Лилипутия?

Дать ответ на этот вопрос нам поможет анкета «Удивительная страна Лилипутия», с которой мы на этом этапе урока и поработаем. (Учитель раздает анкеты и начинает работу).

1.         Где находится Лилипутия? (На острове).

2.         Как называют жителей этой страны? (Лилипутами). Кстати, кого они вам напоминают? (Насекомых). А живут они по человеческим законам или по насекомым?

(По человеческим).

И проблемы у них тоже человеческие.

Словарная работа.

Слово «лилипут» - неологизм Свифта. Он образовал его от англ. слова «lіttlе» (маленький) и лат. «putidus» (испорченный). Итак, лилипут - маленький человек с недостатками большого человека.

Как вы думаете, сделав своих героев маленькими, хотел ли Свифт обидеть людей низкого роста? (Нет). На что он намекал: на маленький рост или на маленькую душу? (Страшным является не маленький рост, а маленькая душа, которая не способна на благородные поступки).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать