Цель: продолжить работу над анализом произведения С. Черкасенко «Маленький горбун»; раскрыть характер Павлика, его поведение, поступки, отношения с другими детьми, отношение к нему автора, других персонажей; развивать культуру связной речи учеников, память, логическое мышление, сообразительность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, делать выводы; рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения и любви к творчеству С. Черкасенко, его героям, родителям, родному краю; прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет С. Черкасенко, библиотечка рассказов писателя о детях; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Что вы понимаете под красотой? Объясните значение внутренней красоты.
• Какие черты характера, поведения, характера вы бы хотели у себя развить, усовершенствовать, сформировать?
• Что свидетельствует о реальности того или иного литературного героя?
• Для чего С. Черкасенко принуждает своего героя страдать? Чем это оправдано?
• Что такое счастье? От чего оно зависит? Считаете ли вы себя счастливыми?
• Исследуйте, можно ли согласиться с тем, что герои произведения С. Черкасенко «Маленький горбун» счастливые? Собственную мысль обоснуйте.
III. Проверка домашней задачи.
Ученики зачитывают составленный ими план к произведению. Предлагается ориентировочное его содержание согласно частям рассказа.
1. Павлик и его окружение.
2. Сказочный мир мечтаний Павлика.
3. Дети на выгоне.
4. Желание Захара навредить птицам, из-за чего он оскорбил и унизил Павлика.
5. Переживания деда и матери за судьбу мальчика.
6. Согласие между Захаром и Павлом.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.
V. Основное содержание урока.
- Рассказ С. Черкасенко - важный художественный документ своего времени, ценное достижение украинской малой прозы.
- Алексей Мишанич.
Дело не в том, в чем человек ходит,
а в том, что он в себе носит.
И. В. Омулевский.
1. Обработка образа Павлика.
1.1. План - характеристика героя.
1.1.1. Павлик - сын шахтерской вдовы и внук деда Антипа.
1.1.2. Портрет Павлика. («Небольшая жидковолосая головка его почти пряталась за горбом», «печальные синие глаза», «худые, острые колени»).
1.1.3. Черты характера мальчика:
а) добрый;
б) уважает взрослых (мать, деда);
в) любит природу;
г) вежливый;
д) искренний в отношениях с окружающими;
е) терпимость к оскорблениям со стороны ребят;
ж) сочувственность к страданиям других (зайчик...);
з) чуткий;
и) «кроткий, смирный» (С. Черкасенко о герое);
к) фантазер;
л) духовно богатый.
1.1.4. Павел - душевно красивый и щедрый мальчик.
1.2. Цитатная характеристика Павла:
• отдаленность от окружающих: «Не принятый, сидит здесь, в стороне, и с любопытством следит за игрой»;
• доброта: «...за большим горбом Павлика дети еще не умеют увидеть замечательного сердца его, поэтому боялся, что шалуны обидят мальчика...» (Дед Антип о мальчике).
• подвижность: «...шел переваливаясь, как утка, колыхая своим химерическим горбом, и как-то смешно махал руками, выворачивая ладони»;
• умение общаться с детьми: «...слушали его уважительный, обучающий язык, когда он что рассказывал им или разъясняя, как надо играть, или рассказывая какую-то интересную историю или длинную запутанную сказочку»;
• «память у Павла прекрасная, и он всегда вспоминает свои сны до наименьших деталей...».
• одиночество: «Из-за его страшного горба товарищи сторонились его, и он привык быть большей частью одиноким, в одиночестве со своими мыслями, жил ими, радовался, развлекался ими»;
• кротость, доброта: «...красивый мир маминых сказок сделал и мысли его кроткими, а сердце чутким ко всяким приключениям, которые встречались созданиям маленьким и беззащитным»;
• любовь к природе: «...любил зверей, любил птичек, даже падал в обморок, когда при нем кто с ребят разбивал птичьи яички или скручивал головы воробьям»;
• судьба мальчика (дед): «С их судьбой далеко не заедешь. Жива мамочка, жив дед, то судьба живая, а умрем...» ,«Эх, дала сердце, и не дала красы... А нет красы, нет и счастья. И зачем подверг наказанию Господь?».
2. Обсуждение содержания рассказа с вопросами.
• Прочитайте эпиграф к произведению. В чем его идейное содержание? Кому это произведение посвящено?
• Что означает и кого касается такая фраза из произведения: «Если не принято, то и тот сидит здесь, в стороне, и с любопытством следит за игрой...».
• Кто такой дед Антип? Что мы знаем о его прошлом? («...бывший шахтер, теперь шахтовый конюх»).
• Что было отрадного для Павлика?
• Назовите сказки, которые рассказывала мама сыну? (О деде в красных сапогах, лживой козе рогатой, о зайчике-побегайчике, о Короле и королевне, о Ивасике-Телесике).
• В связи с чем Павлик часто находился в одиночестве?
• Как Павел относился к природе? Чем это объяснить?
• Какие недостатки имел Захар, Явдохи сын? (Курил табак, крал у матери деньги на табак, уничтожал птенцов).
• Опишите Павла, применяя цитаты из произведения.
• Почему Павлик лучше находил общий язык с девушками, чем с ребятами?
• От кого и как терпел обиды Павлик?
• Как понять то, что на лоне природы мальчик ощущал наслаждение и считал себя счастливым? («Любо было ему скользить сапожками по скользкой зеленой целине, дышать на всю грудь чистым, душистым воздухом, лечь где-нибудь на холмике и следить за легенькими тучами в голубизне небесной. Чутким ухом ловил мальчик нежную, звонкую песню жаворонка, который висел недалеко от него в воздухе и трепетал крылышками»).
• Из-за чего возникла ссора между Захаром и Павлом на выгоне?
• О какой судьбе мечтал дед Антип для своего внука?
• Кто же виноват в увечье мальчика? Как об этом указано в произведении?
• Какой была судьба матери Павлика? (Тяжелая, так как служила у господ).
• Как отнесся Павел к тому, что дед хотел отомстить за него Захару? О чем это свидетельствует?
• Что нового мы узнали, прочитав это произведение? В чем необходимость полученных знаний?
• Чем объяснить счастливое окончание произведения?
VI. Закрепление изученного материала.
I. Решение тестовых задач.
1. События в произведении разворачиваются: а) весной; б) зимой; в) летом.
2. Ребята были захвачены игрой: а) в мяч; б) шахматы; в) домино.
3. Дед Антип в прошлом - бывший шахтер, а теперь он:
а) сельскохозяйственный работник; б) шахтовый конюх; в) школьный сторож.
4. Захара Павлик за его быстроту сравнивает: а) с лисицей; б) зайцем; в) куницей.
5. Какой недостаток был у Захара? а) говорил сплетни и врал; б) обижал людей преклонного возраста; в) курил табак и крал деньги у матери.
Страницы:
1 2