Русская поэзия серебряного века

Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: "Признай, минуй, отвергни Революцию - все равно она уже в тебе - и извечно... Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос,- нет". Цветаева не была монархисткой, но опасалась за судьбу России, опасалась перемен. Николай 2 отрекся от престола 1 марта 1917 года, на следующий день Марина написала:

  • Над церковкой голубые облака,
  • Крик вороний...
  • И проходят - цвета пепла и песка -
  • Революционные войска.
  • Ох ты барская, ты царская моя тоска!
  • Нету лиц у них и нет имен,-
  • Песен нету!
  • Заблудился ты, кремлевский звон,
  • В этом ветреном лесу знамен.
  • Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон.
  • Цветаева жалеет и павшего царя и его семью и призывает:
  • Грех отцовский не карай на сыне.
  • Сохрани, крестьянская Россия,
  • Царскосельского ягненка-Алексия!

Осенью Цветаева одна едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой умерли первый и второй мужья и младший сын Алеша. Там она оказалась свидетельницей того, как революционные солдаты громили город и винные склады.

  • Ночь.- Норд-ост.- Рев солдат.- Рев волн.
  • Разгромили винный склад. - Вдоль стен
  • По канавам - драгоценный поток,
  • И кровавая в нем пляшет луна.
  • Ошалелые столбы тополей.
  • Ошалелое - в ночи - пенье птиц.
  • Царский памятник вчерашний - пуст,
  • И над памятником царским - ночь.
  • Гавань пьет, казармы пьют. Мир - наш!
  • Наше в княжеских подвалах вино!
  • Целый город, топоча как бык,
  • К мутной луже припадая - пьет.
  • В винном облаке - луна. - Кто здесь?
  • Будь товарищем, красотка: пей!
  • А по городу - веселый слух:
  • Где-то двое потонули в вине.

Услышав об Октябрьском перевороте, она выехала обратно в Москву, тревожась за детей и мужа. Цветаева узнает, что полк, в котором служил ее муж, защищает Кремль, и убитые исчисляются тысячами. Она думает о том, что может не застать мужа в живых и пишет письмо к нему - живому или мертвому.

Все обошлось, Цветаева встретилась с мужем в Москве, откуда он, впрочем, скоро уехал - сначала в Коктебель, а потом на Дон в Добровольческую армию. Цветаева тоже собиралась пережить страшное послереволюционное время в Коктебеле у Волошиных, но выехать туда уже было невозможно. Она осталась в Москве одна с двумя детьми, ничего не зная о муже. В их квартиру вселили чужих людей, оставив Цветаевой с девочками и няней всего три комнаты. До сих пор она не сталкивалась с житейскими трудностями, была прислуга, кухарки, няни. Теперь же все это отошло в прошлое, пропали деньги, оставленные матерью, не хватало еды, дров, одежды. Жили мать с дочерьми в Москве очень бедно. Осенью 1918 года Марина Цветаева устроилась на работу в Наркомнац (народный комитет по делам национальностей), в этом ей помог ее квартирант. В своих воспоминаниях Цветаева приводит диалог между ней и жильцом: « - Марина Ивановна, хотите службу? - Это мой квартирант влетел, Икс, коммунист, кротчайший и жарчайший.

В этом коротком диалоге видна и ситуация в Москве того периода, и конфликт между мировоззрением обывателя и поэта. Обо всех бытовых подробностях повествуют записки Цветаевой «Чердачное», составленные из дневников того времени. «Чердачное» - потому что жили Цветаева с дочерьми в чердачной комнате большого дома, который прежде принадлежал им целиком.

  • Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
  • Взойдите. Гора рукописных бумаг...
  • Так. - Руку! - Держите направо,
  • Здесь лужа от крыши дырявой.
  • Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
  • Какую мне Фландрию мне вывел паук.
  • Не слушайте толков досужих,
  • Что женщина - может без кружев!
  • Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
  • Здесь наш посещают и ангел и бес,
  • И тот, кто обоих превыше.
  • Недолго ведь с неба - на крышу!
  • Вам дети мои - два чердачных царька,
  • С веселою музой моею пока
  • Вам призрачный ужин согрею, --
  • Покажут мою эмпирею.
  • - А что с Вами будет, как выйдут дрова?
  • - Дрова? Но на то у поэта - слова
  • Всегда - огневые - в запасе!
  • Нам нынешний год не опасен...
  • От века поэтовы корки черствы,
  • И дела нам нету до красной Москвы!
  • Глядите: от края - до края -
  • Вот наша Москва - голубая!
  • А если уж слишком поэта доймет
  • Московский, чумной, девятнадцатый год, -
  • Что ж, - мы проживем и без хлеба!
  • Недолго ведь с крыши - на небо.

В творчестве того времени ожидаешь увидеть ту тяжесть жизни, быта, которая сопутствовала поэту в нелегкие послереволюционные годы. Однако за редким исключением там совершенно противоположное - в это время Цветаева увлекается театром, создает шесть романтических пьес (еще три не завершены). А еще циклы «Любви старинные туманы», «Комедьянт», «Дон-Жуан», «Кармен». Все это было попыткой ухода от реальности в прошлое - восемнадцатый век, галантный, легкий, изящный. Главная движущая сила всех ее пьес - любовь, почти всегда завершающаяся разлукой. Цветаева как будто не видит ужасной ситуации в стране.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector