x x
menu

Романы Достоевского: летопись страданий человеческих

Чем сильнее поэтический талант автора, тем большее количество людей и тем глубже заставляет он чувствовать и любить,  что сам чувствует и любит. Чем выше идеал, тем выше поэт и  симпатичнее его влияние.  Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и  высочайшая - это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств.  Вот маленький чиновник, необразованный, бедный, а всякий ли сумеет так искренне и горячо любить близкого, так деликатно, осторожно помогать ему, так тихо и скромно жертвовать  своим покоем и удобством. Вот вечно пьяный, сбившийся с пути,  низко упавший нравственно штабс-капитан, который умеет, однако, любить свою обузу - семью, умеет безутешно горевать  над могилой маленького сына и в минуту просветления заговорить гордым голосом человеческого достоинства.

Вот преступник, проявляющий черты сильной товарищеской приязни, сострадания. И таких примеров десятки.  Другая черта идеала Достоевского - это убеждение, что одна  любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую  цель в жизни. Он рисует, например, юношу, который поставил  себе целью приобретать деньги, трудиться, копить, чтобы потом  сделаться богачом и наслаждаться сознанием власти над массой  людей. Он хочет быть холодным, расчетливым, неумолимым; вдруг  судьба кидает ему в руки маленькое беззащитное создание.

И вот,  вопреки своему надуманному намерению, он отдает ребенку свои  сбережения, и все заботы, и всю проснувшуюся нежность молодого сердца. Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием. Вот образ девушки, которая бросает свой любимый круг, учение, столицу и терпеливо ухаживает за безногой  сестрой, пьяным отцом и помешанной матерью. Вот другая девушка, у которой сострадание к людям доходит до полного самозабвения. Любя одного человека, она скрывает и заглушает свое чувство, чтобы своим влиянием и любовью возвысить, облагородить  другого, почти преступного человека.  Вот девушка, которая падает совершенно низко, сохраняя в  сердце глубокую любовь к своей нищей семье и тяжелой ценой  оплачивая ее существование. <...> Поэзия Достоевского - это поэзия чистого сердца.

Вот еще личность, человек, неизлечимо  больной, эпилептик, совершенно заброшенный: он до того откровенен и чужд фальши, что его называют идиотом; как ребенок,  этот идиот чужд всякой неискренности, а добр и прост до того, что  его легко обмануть и поставить в глупое положение. Чистое сердце  ставит в наших глазах идиота выше всех окружающих, отдает ему  нераздельно все симпатии. А сколько у Достоевского детей: милых, искренних, чистых сердцем детей. 

Мне кажется, однако, что вот три черты могут характеризовать влияние поэзии Достоевского: во-первых, он развивает ум,  проницательность, воображение и обогащает нас массой знаний о духовном мире человека в отношениях между людьми; во-  вторых, он заставляет нас разбираться в собственных мыслях,  чувствах, поступках, искренне и смело являться собственным  судьей и карателем, избегая лжи, фальши и всяких сделок с совестью; в-третьих, и едва ли это не самое главное: он направляет наши симпатии в тот мир обездоленных, униженных и оскорбленных, который не может и не должен оставаться вне лучшей цели человеческой жизни. 

Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова, совесть активная: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать раны. Другая, и Достоевский особенно любит ее рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта растет молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у  Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны,  но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет  наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его все уже и уже. Таковы были у Достоевского Ставрогин,  Смердяков, Крафт.  Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким -  это не кардинальный признак его поэзии: но все же она несомненно жестока, потому что жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть.

Достоевский - творец полифонического романа. Он создал  существенно новый романный жанр. Потому-то его творчество не  укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех  историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романс обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так  же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено  объективному образу героя как одна из его характеристик, но и не  служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как  бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним  и с полноценными же голосами других героев.

Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а существование и взаимодействие. Он  видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не  во времени. Отсюда и его глубокая тяга к драматической форме.  Весь доступный ему смысловой материал и материал действительности он стремился организовать в одном времени в форме  драматического сопоставления, развернуть экстенсивно.

Обычное у Достоевского явление парных героев  объясняется этою же особенностью Можно прямо сказать, что  из каждого противоречия внутри одного человека Достоевский  стремится сделать двух людей, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит свое внешнее выражение и в пристрастии Достоевского к  массовым сценам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время часто вопреки прагматическому правдоподобию как можно больше лиц и как можно больше тем, то есть  сосредоточить в одном миге возможно большее качественное  многообразие.

Отсюда же и стремление Достоевского следовать  в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда  же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение»,  динамика Достоевского. Динамика и быстрота здесь (как, впрочем, и всюду) не торжество времени, а преодоление его, ибо  быстрота - единственный способ преодолеть время во времени.  Новая художественная позиция автора по отношению к герою  в полифоническом романе Достоевского - это всерьез осуществленная и до конца проведенная диалогическая позиция, которая утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность  и нерешенность героев. Герой для автора не «он» и не «я», а полноценное «ты», то есть другое чужое полноправное «я» («ты еси»).  Герой - субъект глубоко серьезного, настоящего, не риторически  разыгранного или литературно-условного, диалогического общения.

В «Преступлении и наказании» замечательный следователь Пор-  фирий Петрович - он-то и назвал психологию «палкой о двух концах» - руководствуется не ею, а особой диалогической интуицией, которая и позволяет ему  проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова. 

Три встречи Порфирия с Раскольниковым - это вовсе не обычные  следовательские допросы; и не потому, что они проходят «не по форме» (что постоянно подчеркивает Порфирий), а потому, что они нарушают самые основы традиционного психологического взаимоотношения следователя и преступника (что подчеркивает Достоевский).  Все три встречи Порфирия с Раскольниковым - подлинные и замечательные полифонические диалоги. 

И в дальнейшем течении романа все, что входит в его содержание - люди, идеи, вещи, - не остается внеположным сознанию Раскольникова, а противопоставлено ему и диалогически в нем отражено. Все возможные оценки и точки зрения на  его личность, на его характер, на его идею, на его поступки доведены до его сознания и обращены к нему в диалогах с Порфи-  рием, с Соней, со Свидригайловым, Дуней и другими. Все чужие аспекты мира пересекаются с его аспектом. Все, что он видит и наблюдает, - и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, - все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы,  ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или  подтверждает его мысли. Автор не оставляет за собой никакого  существенного смыслового избытка и на равных правах с Раскольниковым входит в большой диалог романа в его целом. 

Такова новая позиция автора по отношению к герою в полифоническом романе Достоевского. 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать