x x
menu

Романтические произведения Мигая Верешмарти

Верешмарти был сыном обедневшего шляхтича. Несмотря на бедность, а после смерти отца в 1811 г. еще большую бедность, которая пришла в многочисленную семью будущего поэта, Верешмарти умудрился получить образование в Будапештском университете. В первом значительном произведении Верешмарти - эпической поэме о приходе древних венгров на свою настоящую родину «Бегство Залана» («Zalan futasa», 1825), после выхода в печать которого он стал известным и даже знаменитым, все - сюжет, действие, сама торжественная форма - еще целиком отвечали национально-героическим иллюзиям. Описанные звонким гекзаметром победы на полях боев легендарного венгерского вождя Арпада призвали к мужественным действиям. Слова поэта о детях его собственного «немощного века» звучали патриотичным укором, пробуждая антигабсбургские чувства.

Вместе с тем определенная схематичность фигуры Арпада, наделенного лишь условными добродетелями героико-романтического арсенала, и более веселые, лирические образы расставшихся влюбленных, элегически оттененный мотив недосягаемого счастья, свидетельствовали о вызревании конфликта между абстрактным идеалом национального добра и лирической мечтой о реальном счастье личности. Это подтверждают и дальнейшие поэмы Верешмарти, как фантастические («Сказочная долина», «Южный остров», обе - 1826), так и мрачно-романтические («Руины», 1830; «Два соседних замка», 1931). В первых - горькое чувство недосягаемости идеала, несовместимости с жизнью настоящей красоты (и вместе с тем - влечение к ней, ее поиски) побуждают поэта к бегству в химерический сказочный мир. В двух последних ощущается разочарование в ходульной национально-романтической патетике.

В конце 20-х - нач. 30-х годов Верешмарти создал целый ряд стихов песенно-балладного жанра. Многие из них - настоящие жемчужины венгерской поэзии. К ним относятся две романтические баллады: «Бечкереки» (1830) - о смелом разбойнике и молодом сердцееде и «Прекрасная Илонка» - психологический выразительный рассказ о любви без взаимности простой девушки к королю Матяшу. По тематике, мироощущению, образной системой все они, так или иначе связаны, с одной стороны, с трагическими поэмами, а с другой  - с более оптимистичными мотивами фантастической драмы-сказки «Чонгор и Тюнде», одного из величайших произведений Верешмарти и всего венгерского романтизма.

В центральном же произведении философско-медитативного жанра («Раздумья в библиотеке», 1844) Верешмарти развивает поиски просветителей и верит в будущее человечества. Верешмарти с пониманием отнесся к идее основать венгерский Национальный театр, даже написал торжественный пролог к его открытию (1837), а на страницах «Авроры» защищал В. Гюго и французскую романтическую драму. Кроме того, он популяризировал В. Шекспира: писал о нем, переводил его пьесы, помогал актерам в сценическом толковании образов. В наилучшей своей драме «Циллея и Хуняди» (1844) Верешмарти изобразил своеобразные характеры, из их столкновенья выводя передовую тенденцию истории (в данном случае - отпор османским завоевателям и борьба за централизованную государственную власть). Ее поборник в драме - мужественный и честный Ласло Хуняди (со временем знаменитый полководец). Есть в драме и народный фон действия. Ласло Хуняди, его сторонники, народ - силы, которые побеждают партикуляристов-феодалов. Высокого этического смысла предоставляет драме идея неминуемого торжества морального и политического идеала. Ее выражает, в частности, певец на банкете у короля Ласло.

Он поет о том, что вокруг обман и измена, вероломный кинжал и вранье, но честный человек должен бороться, чтобы на руинах создавать новое. Верешмарти искренне приветствовал первое значительное завоевание венгерской революции 1848 г. - отмену цензуры (стихотворение «Вольная пресса»). Поэт был депутатом Национального парламента, а в критический 1849 г. стал членом верховного суда венгерской республики. После поражения революции, которая послужила причиной душевной драмы поэта, Верешмарти некоторое время находился в изгнании. В 1854 г. он написал последнее свое сочинение-поэзию «Старый цыган», в котором с большой художественной силой выразил всю боль своего сердца, горе человека-патриота, которому пришлось пережить крах мечты всей жизни и унижение нации. Умер Верешмарти в Пешти в 1855 г., день его похорон стал днем национального траура. На украинский язык отдельные стихи Верешмарти перевели П. Грабовский и Ю. Шкробинец.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать