Родился я с песнями (По лирике Есенина)

Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов. Произнесешь это имя — и сразу душа наполняется чем-то чистым, свежим, печально-грустным и восторженно-радостным. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к Родине, и чувство Родины — основное в его творчестве. В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Автор показывает деревенский быт, крестьянскую избу, тяготы крестьянской жизни.

Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская действительность. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира... Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней.

В природе он видит источник вдохновения: ... стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой...

Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших». В стихах о животных особенно чувствуется человечность поэзии Есенина. Замечательна «Песнь о собаке». Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами. Но идиллия резко обрывается: Вышел хозяин хмурый. Семерых всех поклал в мешок...

Как может автор передать отчаяние живого, но бессловесного существа? Он изображает его увиденным как бы со стороны: По сугробам она бежала.

Поспевая за ним бежать... Одиночество усугубляется равнодушием, которое бросает «камень в смех».

Да и некого винить: хозяин хмурый, видимо, не от хорошей жизни. С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки.

Они укрепляли его творчество, явились основой лирики Есенина: Родился я с песнями В травном одеяле... Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, что объясняет его отдельные заблуждения и жизненные ошибки. Но Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни.

Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, дорогого тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны: Свет луны, таинственный и длинный. Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля. Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации ощущается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безвыходными.

В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники, «стального коня». Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и безысходном. И в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню: Полевая Россия!

Довольно Волочиться сохой по полям! В последние годы Есенин все чаще возвращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобразования страны, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям: Что же, дайте косу, я вам покажу, Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об утраченной юности, растраченных силах.

В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам: «...печаль моя светла». Поэт ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Сопротивляясь грусти по уходящей молодости, поэт мысленно обращается к родному краю, олицетворяя его в образе «страны березового ситца». Для Есенина характерно звуковое осмысление слова, недаром в слове «Россия» ему слышалось и «роса», и «сила», и «синее что-то». Еще большую роль в поэтике Есенина играет цвет.

Сознавая необратимость жизни, поэт с еще большим чувством благословляет ее вешнее цветение: «Май мой синий! Июнь голубой!

» Излюбленные цвета Есенина — золотой, синий, голубой. Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но Сочинение по Достоевскому любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины.

Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий! Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Он вырастает в обобщенный образ русской женщины, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным обаянием. Любой собеседник находил в Есенине что-либо свое, привычное и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубины его поэтического мира.

Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное...» Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным.

Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов.

В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матки Зеленое вымя сосет.

Я вижу, как, «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве: Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь, Сенокос нескошенный, Лес да монастырь. Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине: Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни.

И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. В сердце Есенина с юных лет запали «ветровые слезы России», ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой не видать конца и края — «только синь сосет глаза»,— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс».

Радостно ощущать, как «пахнет яблоком и медом», и поэтому поэт признается в любви Родине. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая. Дайте Родину мою». Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector