Разработка урока: Маршак. «Двенадцать месяцев»

Цель:   раскрыть противопоставление образов падчерицы, мачехи и ее родной дочери как воплощение конфликта добра и зла; сравнить образы падчерицы и королевы; развивать навыки характеристики персонажа с использованием цитатного материала, умение сравнивать образы героев; навыки выразительного чтения, инсценировки, ролевой игры, анализа ситуации, развивать критическое мышление, устная речь; воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака, медиа-слайды, рисунки учеников к произведению, раздаточный материал, корзина, подснежники с пословицами.

  • …Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе...
  • Г. Алигер.

Ход урока.

І. Организация класса.

1.         Рефлексия в начале урока.

Добрый день, садитесь. Попробуйте отгадать мою загадку:

  • Из лозы сплетается,
  • Все в него складывается:
  • И грибочки, и орешки,
  • Всякие ягоды и шишки.
  • (Корзина).

2.         Ассоциации.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на корзину? Запишите их. (Пасха, Рождество, грибы, подснежники, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака).

Сегодня на уроке мы отправимся на поиски мудрости, соберем ее в эту корзину. А сейчас проверим ваши знания о драматическом произведении С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и события, которые в нем происходят.

ІІ. Проверка домашней задачи.

1. «Паутина». Индивидуальная задача возле доски.

И первое, что мы повторим, - признаки сказки. Соедините понятия левого и правого столбика.

  • Сказка                                    Баба и дочь стали собаками
  • Странствующий сюжет       Быстрое изменение времен года
  • Волшебные помощники      Перстень
  • Волшебный предмет            Повествовательное произведение о выдуманных, фантастических событиях, которые воспринимаются и переживаются как реальные
  • Волшебное преобразование           Двенадцать месяцев
  • Волшебные события            Которые случаются в литературах разных народов.

2. Разгадывание кроссворда.

Индивидуальная задача возле доски (дополнение 1). По горизонтали: 1. Законченная часть драматического произведения или театрального спектакля. 2. Последние слова актера, после которых начинает говорить другой актер. 3. Авторские объяснения. 4. Речь одного персонажа. 5. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. 6. Отдельные части, из которых составляются действия. 7. Как называются перерывы между действиями? По вертикали: 1. Произведения, предназначенные не только для чтения, а и для постановки на сцене.

3. «Затронутая последовательность». Работа в группах.

Разместите пункты плана в правильной последовательности. Дети становятся возле доски, держа в руках карточки с пунктами плана, размещенными в нужной последовательности.

1-я группа.

2          Королева — тоже сиротка.

3          «Я вам сейчас елочку одну покажу».

1          Встреча падчерицы с солдатом.

6          Приказ королевы о новом законе природы.

5          Знание таблицы умножения.

4          Урок правописания королевы.

2-я группа.

3          Падчерица отогрелась возле костра братьев-месяцев.

5          Кольцо от Апреля на память.

4          Решение месяцев помочь сироте.

1          Боязливо умирать.

7          Похищение кольца.

6          Возвращение домой с подснежниками.

2          Белка не дала заснуть.

3-я группа.

3          Королевский двор в лесу.

1          Новый год упразднен.

2          Приказ королевы выполнен — подснежники во дворце.

4          Отказ падчерицы показать дорогу к подснежникам.

6          Преобразование бабы и дочери в собак.

7          Подарок падчерицы от месяцев.

5          Волшебные изменения в природе.

ІІІ. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока, мотивация учебной деятельности.

І. Восприятие и усвоение нового материала.

1. «Мозговой штурм».

Составление схемы «Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении» в виде пролеска:

•          внешность;

•          поступки;

•          язык;

•          реплики персонажей.

Именно подснежник - нежный и хрупкий цветок - стал причиной испытаний главной героини.

2.         Игра «Угадай героя по его словам».

•          «Амуниция у тебя второго срока». (Солдат).

•          «Работница — золотые руки». (Соседи).

•          «Она же хитрая, подольститься умеет». (Баба).

•          «И платочек на ней тот же самый дырявый, и туфельки плохенькие, те, что днем на ней были». (Январь).

•          «Еще и солнце не встанет, а она уже возле грядки — поле, подвязывает, гусениц обирает. В лес придет — ветви глупо не сломит». (Июль).

•          «Да, хорошая девушка. Лучшей хозяйки нигде не найдешь». (Сентябрь).

•          «Я бы с ней целый век не расставался». (Апрель).

3.         Эвристическая беседа.

•          О ком говорится в этих цитатах?

•          Что мы узнали о падчерице со слов других персонажей сказки? (О ее внешности - она красивая, но плохо одетая. О ее качествах - трудолюбивая, любит природу, бережет ее).

•          Со всем ли вы соглашаетесь? Почему?

4.         Презентация творческого проекта группой «Подснежник».

Группа получала опережающую задачу: создать творческий проект «Как баба и дочь отправляли падчерицу в лес». Дочь перебирает корзины.

Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу. Нет, пойду - да и все. Разве же посчастливится когда-то во дворец попасть, к самой королеве на праздник? И еще целую корзину золота дадут.

Баба. Замерзнешь в лесу!

Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

Баба. Или тебе, доченька, родной матери не жаль?

Дочь. И хотя и жаль вас, да и золота жаль, а еще больше себя жаль!

Баба. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.

Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег.

Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой добралась.

Дочь. Надо тебе еще в лес сбегать.

Падчерица. В лес? Чего?

Дочь. За подснежниками!

Падчерица. (Смеясь) Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась: ныне и погибнуть нетрудно - снег так и валит, так и кружит.

Дочь. Я и не шучу.

Падчерица. Неужели же вам меня совсем не жаль? Погибну я в лесу.

Дочь. А что же, мне вместо тебя в лес идти?

Баба. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: если узнаю, что ты где-то у соседей просидела, в дом не пущу - замерзай на дворе!

(Падчерица закутывается платком, берет корзину и выходит).

А замерзнет... Это, значит, такая уже ее судьба. Кто за ней плакать станет?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент