Раскройте сущность конфликта в произведении «Крошка Цахес на прозвище Цинобер»

Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейший контрастные образы. Одно из любимых противопоставлений, которые каждого раза повторяется, - это энтузиаст и обыватель, филистер. Энтузиаст - определение, которые принадлежит Гофману, но сам образ имеет традицию в романтизме, которая и была им воспринята. Эстетичное восприятие романтики провозглашали неизменяемым и вечным олицетворениям всего величественного и прекрасного в жизни, высшим критерием реальности. Образ художника постоянно обогащается, он противопоставляется мира как энтузиаст, бескорыстный служитель идеалам красоты, справедливости и гармонии, как гениальный дух, который видит мир со всеми его безобразными явлениями с какой-то высшей, одному ему присущей точки зрения.

В повести «Крошечка Цахес...» героем-энтузиастом является студент Бальтазар. Он воплощает творческое начало и противостоит не только Циноберову, а и профессору Мошу Терпину. В отличие от других студентов, которые носили «длинные, широкие штаны... короткие детские каптанчики» и имели чудный вид, Бальтазар был одет просто, «на давне- немецкий образец», и имел «бодрый и ясный ум», который разрешал ему так тесно общаться с Природой, что он ощущал даже «далекую небесную голубизну» и проникался «замечательными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости». Этот романтик интересуется «высокими истинами мира», а потому замечает, что «странный дух... таинственными словами разговаривает с кустами, с деревьями, с волнами лесного ручейка».

Жизнь западноевропейских стран все больше входило в буржуазную колею. Все меньше оставалось надой на возможность новых изменений, которые бы принесли более гуманное устройство мира. Именно в настоящее время усиливаются трагические ноты в творчестве всех романтиков. Всю свою ненависть к царству золота, к аристократии, которая выродилась, к тем, кто ей рабски прислуживает, Гофман высказал в сказке «Крошечка Цахес...» Ирония и гротеск, которыми так охотно пользовались романтики, сконцентрованные здесь к степени едкой сатиры. Скудоумный безобразный Цахес, благодаря трем магическим волоскам, может приписать себе все лучше, что создается и делается другими. Так возникает образ выскочки-авантюриста, который неизвестно как занимает чужое место и присваивает власть. Сияние его краденной славы, неправедное богатство заслепляют титулованных и нетитулованных обывателей. Цахес становится предметом исторического поклонения.

Только юноше Бальтазару, бескорыстному поэту и энтузиасту, приоткрывается вся низость Цахеса и все безумие окружающих. Однако под действием волшебной силы Цинобера люди перестают понимать настоящий смысл того, что происходит: они считают, что Бальтазар - безумец, и ему угрожает расправа. Только вмешательство мага и чародея Проспера Альпа-Нуса разрушают чары, спасают юноши и возвращают ему любимую Кандиду. Но счастливый конец сказки звучит очень иронически: благополучие Бальтазара весьма похоже на удовлетворение филистера. Юноша находит свое счастье с жизнерадостной домовитой Кандидой. И наибольшее чудо, которым может наградить молодожена волшебник,- горшки, в которых не подгорает и не перекипает пища. Бальтазар и его любимая остаются в мире безобразному и нехорошему.

Противопоставляя обывателей энтузиасту, Гофман постоянно подчеркивает бескорыстие последнего в противоположность стремлением филистеров все подчинить своим примитивным нуждам, на все смотреть с точки зрения практической пользы. Расчет, который властвует в филистерской среде, влияет и на фантазию, и на любовь - на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляют действительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент