Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами.
- Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость).
- Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая черта характера Лисицы, как коварство).
Школьникам дается возможность пересказать басню своими словами, показывая личное отношение к Лисице и ее поступкам. Без наименьших сомнений все остро осуждают коварные действия Лисицы, ее лицемерные слова.
Басня не нуждается в подробных объяснениях. Она интересна и потому легко воспринимается учениками. Учитывая это, можно попробовать выяснить коллективно, что же такое басня. Основные элементы ее ученики называют сами: повествовательный сюжет, короткое стихотворное произведение, под растениями, животными, предметами понимаются люди или явления общества; в баснях часто есть поучительная часть.
- Что такое мораль? С какой целью баснописцы используют ее, где ее
место в произведении? Суть морали в том, что коварный человек (лицемер), пользуясь разными средствами, старается доказать другим, что он хороший, а потом воспользуется их доверием: «Помажу, будто медком, слаже будет съесть».
Во время подготовки класса к выразительному чтению определяется главная мысль басни (коварство — страшный враг) и главная цель чтения: осудить коварство, лицемерие.
Наслаждение лисицы
- В тихой роще Лисичка счастье имела,
- Как в своем добре жила, гуляла:
- Никто ее там не пугал,
- И днем, и вечером там соловей пел,
- И птички порхали, кукушечка ковала;
- Везде зеленело, все цвело;
- Так хорошо, любо там было.
Лицемерка
- Лисица так себе говорила:
- «Вот где по правде можно жить
- И долюшку хвалить,
- В добре любиться, всех любить,
- Никогда зла и несправедливости не совершать!»
Предупреждение
- Если бы же то правдонька щербатая не была,
- То может и в самом деле бы так жила.
- Раз на калине недалеко,
- Увидела она гнездышко, - Сидели птички там.
Сочувствие
- «Ох, - говорит, - как не грех котам
- таких маленьких, безвинных не жалеть!
- И им же хочется на свете жить...
- Ну, уж коты! Где-то на беду они
- Уродились, вражьи сыновья:
- Не только днем, ночью поживу видят,
- Не видят только, как горюют в мире,
- плачут...».
- Алчных прохиндеев таких
- Я перевешала бы всех...
-
- Вызвать у слушателей наслаждение от восприятия красоты уютного уголка.
- Откровенно посмеяться над лицемерием Лисицы.
- Предостеречь доверчивых от вранья Лисицы.
- Еще больше осудить откровенное коварство Лисицы.
- Настоящее лицо лисицы.
- Но жалобница что-то сказать еще хотела! Аж птички из гнезда наземь как-то ляп Лисичка сейчас хап и хап: Прехорошенько всех поела. Как жалобно петь начала, А вон на что свела!
- Сорвать маску лицемерия, предъявить обвинение, осудить.
«Искреннее» негодование Лисицы Л. Глибов раскрывает в словах: «Если бы же то правдонька щербатая не была, то может, и в самом деле бы так жила».
Язык Лисицы чрезвычайно фальшивый, эмоциональный, активный. Ведь эта хитрюга хочет всех убедить, какая она сердечная, чуткая. И автор подбирает для нее такие слова: «долюшку хвалит», «в добре любиться», «таких маленьких», «безвинных» и т.п.
Учитель подсказывает, что Лисица каждую реплику буквально «возглашает», чтобы ее услышала не только Сова, а и другие жители рощи. И ей казалось, что она достигла цели, но вот на глаза попали птенцы (на которых, возможно, она не раз посматривала), и Лисица с новой силой доказывает свое «переживание» за судьбу других.
Последняя часть. Звучит интонация глубокого негодования против лицемерия Лисицы, которая любит поживиться с чужой беды. И уже ни сладкий монолог, ни «охи» не перекрывают ее настоящей сути. Чтец будто принуждает всех слушателей по-новому присмотреться к Лисице. Простота и непосредственность чтеца с его откровенно выраженным отрицательным отношением к Лисице является подтверждением мыслей баснописца.
После обработки басни по частям, логического осмысления ее учениками следует прослушать грамзапись басни. Это своеобразный аккорд для окончательного целостного восприятия произведения.