Соблюдение норм литературного языка - неотъемлемая черта культуры речи, а стилистические нормы выступают критерием оценки языковых единиц, которые функционируют в тому или другому стиле речи. Выпускники, абитуриенты должны быть осведомлены со средствами стилистически грамотного построения высказывания, в частности произведения. Нужно непременно использовать образные средства языка - средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение, аллегории, символы, гиперболы, средства поэтического синтаксиса. Это предоставит произведению яркой индивидуальности, эмоциональности, глубины.

Рассмотрим главные стилистические средства языка. Фонетические средства стилистики. Фонетическая система языка разрешает передавать содержание высказывания в гармоническом единстве с мелодичным звучанием - т.е. эвфонией. Но евфонизацию языка нельзя понимать как искусственный прием усовершенствования языка в ее звучании - это одна из ее естественных тенденций в закономерном историческом развитии и усовершенствовании. Исторически сложилось так, что язык избегает чрезмерного совпадения одинаковых звуков (громких или согласных) для облегчения произношения.

Лексические средства Лексика языка в зависимости от наличия или отсутствия стилистической окраски делится на два разряда: общеупотребительные слова и стилистически окрашены. Общеупотребительная лексика - это ядро, словарный ее слог, который не изменяется на протяжении возрастов (названия предметов, явлений, качеств, действий, залогов, признаков): дом, школа, лес, поле, солнце, радоваться, весна, зеленый, счастливо. Такие слова используются во всех языковых стилях.  Во время написания сочинения нужно пристально следить за отбором лексического слога. Если это литературно-публицистическое произведение на общественно-политическую тему, то в изложении материала будет преобладать публицистический стиль речи, который обеспечивается употреблением общественно-политической лексики, призывов, торжественных фраз, риторических фигур (вопросов, обращений, окликов), средств сатиры и юмора, старославянизмов, патетики, крылатых выражений, фразеологизмов, афоризмов. Стиль должен отмечаться образностью и другими чертами художественного письма.

Литературно-критическое сочинение должно быть насыщенный литературоведческими оборотами, чтобы обеспечить анализ художественных произведений. Не следует злоупотреблять словами иноязычного происхождения, ведь для передачи определенного понятия, действия, залога в украинском языке есть соответствия, тождественные по смыслу и стилистической окраской. Приводим примеры таких синонимических вариантов в  русском языке:

  • абсолютный -   безусловный, неограниченный, безотносительный
  • абсурд -   бессмыслица, бессмыслица      
  • адекватный - соответствующий, тождественный
  • вульгарный   -   грубый, упрощенный
  • горизонт - небосклон, небосклон
  • экзамен  - проверка, испытание
  • этикетка  - ярлык, товарный знак
  • локальный  - местный
  • потенциал - возможности, имеющиеся силы, запасы
  • краски -  цвета
  • фон   - основа

Большинство глаголов руководит существительными в определенном падеже. Преимущественно падежная форма существительного может  не совпадает с формой в русском языке, который служит причиной детей делать грамматические ошибки. Рассмотрим управление отдельных глаголов существительными в определенных падежах с практической целью: предотвратить распространенные ошибки в ученических творческих роботах. Подаем правильную падежную форму существительного: Р.В. - учиться грамоты, предотвращать ласки, послушать совета; Д.В. - благодарю отца; З.В. - предал меня. Привлечение к тексту однотипных предложений без их мотивации считается за стилистический недостаток. Тем не менее составление связного текста - не просто создания разнообразия типов предложений. Это выбор именно таких синтаксических конструкций лучше всего передают события, мысли, чувство и т.п. Не всегда возможные замены односоставных двусоставными или наоборот. Если в двусоставных подлежащее выражено существительным, то замена на безличное невозможная:

  • Он не спит. - Ему не спится.
  • Волна отнесла лодку - Волной отнесло лодку.
  • Человек отнес лодку.

Безличные предложения имеют и другие синонимические пары - неопределенно-личные: В бою поранено бойца. - В бою поранили бойца. Именительные предложения создают образные, видимые, сменные картины: Зима. На фронт, на фронт!.. а на перроне люди... Такие предложения охватывают разнообразные явления в единое понятие, используются в воспоминаниях, описаниях. Они помогают передать быстрое последовательное изменение впечатлений: Замолкает вещь. Вечер. Ночь. Иногда именительное может быть синонимическим безличному: Вечер. - Вечереет. Но они не имеют соотносительных двусоставных предложений, не допускают распространения их сказуемыми. Стилистические особенности однородных членов предложения зависят от наличия или отсутствия согласительных союзов. Так, законченного характера перечню предоставляет единичный союз: Для меня мать - первейшая советчица и наилучший друг. Для подчеркивания смысловой нагрузки второстепенных членов предложения применяется повторение предлогов: К счастью, на судьбу, на многие лета.

Заменять можно лишь один из существительных, которые есть в предыдущем предложении, так как иное все предложение становится непонятным: Мелания любит свою работу возле подсолнечников, она есть ее украшением. Накопление местоимений в тексте делает содержание нечетким, расплывчатым: Ему, какой сам недавно начал сознавать мир, очень нравилось объяснять тихой, доброй, старше себя девочке, который он, тот мир, для него ясный и понятный.

Конечная цель экзаменационной письменной работы - текст, который- состоит из связанных между собой по смыслу и строением частей: вступительной - готовит то восприятие; основной, или изложения, - реализует тему; окончание - завершает текст, содержит его главную мысль.  Текст может быть реализован в одной из форм типов речи: описании, рассказа, раздумье или в их объединении с преимуществом какой-то одной формы. Тип речи, который выбирает ученик для своего произведения, зависит от типа и темы письменной работы. Так, литературно-критические произведения следует писать, используя объединение разных типов речи, т.е. переходить за потребностью от описания до рассказа или раздумья. В литературно-публицистических произведениях (на свободную тему) будет преобладать раздумье, так как нужно высказать собственные соображения, наблюдение, понимание темы, аргументировать основные положения. Ученик должен уметь правильно делить текст на абзацы-части, которые содержат определенную мысль. Не следует делать большие абзацы, в которых высказано несколько мыслей, и, наоборот, разрывать текст на маленькие частички по два-три предложения. Подготовка к написанию произведения из украинского языка и литературы, то ли учебного, или контрольного, или экзаменационного, предусматривает такие этапы:

  • Прочитать текст художественного произведения (если тема предусматривает анализ многих произведений - все рекомендованные учителем произведения, желательно также и самостоятельно выбранные учеником).
  • Обработать материал школьного учебника, что касается темы.
  • Прочитать и сделать выписки из дополнительной критической литературы.
  • Повторно возвратить к тексту, перечитать отдельные места большого произведения, выписать цитаты.
  • Составить распространенный план произведения с указанием цитат, которые будут использованы в работе (выражения героев, мысли авторов, авторские характеристики, художественные способы, оценка критиков), собственных соображений, суждений.
  • Подобрать эпиграф, если есть такая необходимость.
  • Продумать оригинальное вступление.
  • Написать главную часть и выводы.

Такая систематическая предыдущая работа перед написанием каждого учебного сочинения будет оказывать содействие успеху, прибавит уверенности в своих силах, облегчит подготовку к вступительному или выпускному экзамену.