Цель:
Работа над развитием связной речи учащихся; подведение итогов работы над повестью; про-верка и закрепление знаний учащихся; совер-шенствование навыков работы над сочинением; формирование умения сохранять и передавать змоциональный настрой произведения. ХОДУРОКА І
Актуализация
Опорных
Знаний
Учащихся
Чтение и обсуждение домашних сочинений-миниатюр «О чем говорили казаки, вспоминая своего атамана». Образец сочинения
Только что закончилась бешеная погоня. Кони, словно птицы, снесли их с кручи к спасительным челнам. Сильными рывками врезались в вол-ны весла. Пот заливал лица, вьедался в глаза. Тяжело вздымалась грудь. Казалось бы, какие там разговоры!
Но головы сами поворачивались туда, ще огненным столбом и бе-лым дымом закончилась его жизнь, туда, откуда еще несколько минут назад звучали слова его последней команды... — Конечно, вернемся, батько!
Погуляєм и отомстим за тебя! ...Челны вынесло на стрежень.
Пулям с берега уже не достать. КтоТо вытянул из кармана люльку, но так и не донес до рта. — Боже мой!
Какой был человек! Мой отец с ним в трех походах... Говорят, он под Дубно младшего сына убил своими руками, не вытерпел стыда за предателя...
— Зато за старшего его, Остапа, все уманцы, как один, все бы отда-ли. Те, кто остался в живых под Дубно, рассказывает о нем, как о ска-зочном богатыре... — Никакой он не сказочный, а казацкий. Сын Тараса Бульбы и то-варищ его.
Понимаешь? — Даже, если он сына такого вырастил, уже недаром жил... — Слушай, а правду говорят, что отец в Варшаву ездил, спасти его хотел, но не смог? — Значит, никто не смог. Отец на казнь ходил. Представляєте, за его голову награду назначили, ляхи все войско в Варшаву стянули, а он явился на площадь и смотрит, как там наши... Как его сын...
Кто бы еще так сумел! — Да, тяжело смотреть, как твоего родного, последнего, кровь твою мучают...
— Так зто не все! Когда Остап... Когда совсем невмоготу стало, крикнул: «Батько! Где ты?
Слышишь ли ты?» — он отозвался.
Верите? Отозвался! — Он же и нам сегодня отозвался, крикнул про челны.
Спас... — Потому что своими сынами считал. Помните говорил: «Сынки...» Может же так быть, чтобы не кровью, а душой сроднились? — А я на Сечь позднее пришел. Я впервые о нем от кобзаря Пере-бенды услышал... Думал, приукрасил, такого не бывает.
А увидел своими глазами — сразу с ним в поход пошел. Теперь знаю: он и вправду живая легенда... — Жаль, не живая,— и обернулся на угасающее пламя. — Нет, живая! Мы будем помнить. Мы детям, внукам расскажем — значит, будет жить в памяти. Он как...
как Господь на кресте за нас всех смерть принял... Как же можно такое забыть!
И долго еще звучали на Днепре их голоса. II
Поведение
Итогов
Работы
Над
Повестью
Работа над сочинением «Мой любимый герой» или «Что нового вошло в мою жизнь, когда прочитал повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”» (по выбору). При работе над сочинением можно пользоваться материалами, планами в рабочей тетради.
ІІІ.
Домашнее
Задание
Опережающее задание:
Читать повесть А. С.
Пушкина «Дубровский».