Приёмы поддерживания внимания аудитории

Цель: углубить знания учащихся об особенностях публичного выступления, этике оратора; ознакомить с основными приёмами поддержания внимания аудитории; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать ораторское искусство, уверенность. оборудование: учебные тексты, РМ для практической работы, запись на доске, учебник. тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Прогнозируемые Результаты: учащиеся осознают специфику публичного выступления; понимают требования к личности оратора, необходимость владения этикой оратора; устанавливают коммуникативный контакт со слушателями; определяют тип слушателей; владеют приёмами поддержания внимания аудитории. ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа ♦ Каковы способы речевого воздействия на личность человека?

♦ Какие виды психологических аргументов вы знаете? ♦ Дайте характеристику основных видов логических аргументов. ♦ Что имел в виду древнегреческий ритор Сократ, когда сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

2. слушание 2–3-х докладов (см. творческое Домашнее задание
предыдущего урока) III.

Постановка цели и задач урока
. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Никто не может полностью застраховаться от ошибок, тем более, если выступающий — новичок в этом деле. Однако количество допускаемых промахов можно снизить до минимума, если придерживаться определённых правил. Эти правила единовременно выработать в себе нельзя. Здесь поможет только практика.

Данные правила являются общепринятыми, поэтому они просты в использовании и не подведут при правильном их употреблении. Чтобы успешно выступать публично, оратор должен обладать и определённым набором качеств. а. Кони писал в «Советах лекторам»: «Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи». Решению этой задачи способствуют многие факторы, некоторые из них уже были рассмотрены более подробно на предыдущих уроках, остаётся только обобщить сказанное. IV.

Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. объяснение учителя — Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убеждённость вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, «слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Очень важно обращение к слушателю.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями; причём, чтобы его правильно употребить, нужны ещё некоторый опыт и своего рода тонкое чутьё. Кроме того, очень важно настроиться на слушателя, на аудиторию.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т. п.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее. К сожалению, не многие ораторы могут «перенастраивать» себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им свободно общаться с любой аудиторией.

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта «Критика чистого разума». Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: «Дружище Кант, мне бы твои заботы!» Оратор тоже может оказаться в положении Канта. Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно.

Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы. Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлечённо описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удаётся связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несёт около 40 % информации. лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. жесты — первооснова любого языка.

Не бойтесь пользоваться ими. Наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока 3. «Практикум начинающего оратора»: выполнение упражнений по обогащению лексического запаса учащихся (запись на доске) Š Подберите синонимы или синонимичные обороты к словам риторика, оратор.

Š Замените описательный оборот словами-синонимами. Взаимный разговор, общение людей, выражение на словах мыслей и чувств — … Лестное, приятное, краткое, любезное замечание, похвала — … Платные учителя риторики в Древней Греции — … Манера произношения звуков речи — …

Скорость произношения слов, фраз — … Š Дайте толкование значения слов и включение их в высказывание. Этикет, имидж, интеллигент, дикция, артикуляция, мимика, жест, регламент. Š Составьте предложения со словами аудитория, речь, сцена, оратор, употребляя их в различных значениях. Š Объясните различия в лексическом значении слов эффектный и эффективный. Сравните: эффектная речь и эффективная речь.

4. Практическая работа (рм один на парту) 1) Анализ риторических текстов Карточка № 1 Прочитайте первые абзацы речей различных ораторов. Отметьте известные вам элементы композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», вступление. I.

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырёх детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишён жизни. Он лишился жизни, не окружённый попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека.

Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу. (А. Ф. Кони) II. Если бы я не был так стар, я бы нашёл себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам… Я повёл бы туристов к берёзе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет.

Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно… (К. И. Чуковский) III. Милостивые господа! Первое издание трагедии Шекспира «Гамлет» и первая часть сервантесовского «Дон-Кихота» явились в один и тот же год, в самом начале ХVII столетия. Эта случайность нам показалась знаменательною; сближение двух названных нами произведений навело нас на целый ряд мыслей.

Мы просим позволения поделиться с вами этими мыслями и заранее рассчитываем на вашу снисходительность. «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область»,— сказал Гёте; прозаик лишён всяких прав на подобное требование; но он может надеяться, что его читатели — или слушатели — захотят сопутствовать ему в его странствованиях — в его изысканиях. (И. С. Тургенев) 2) Стилистическая правка Карточка № 2 Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи. 1) Я хочу рассказать вам сегодня о… 2) Может, я скажу не совсем удачно, но…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector