x x
menu

Приемы и средства типизации поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно выразить эпохальную сущность явления. Некрасова интересует биография страны, выраженная через биографию личности. «Генеральный смотр», проводимый странствующими мужиками, призван раскрыть многообразие сторон жизни, многогранность социальных противоречий. Некрасов в создании художественного образа шел путем отбора наиболее типичных, чем-либо примечательных, важных и интересных для изображения общественных отношений характеров и явлений. Есть ли в поэме нетипичные образы, ситуации, обстоятельства?

Еголин в работе «Принципы типизации в поэзии Н. А. Некрасова» указывает па нетипичные образы и объясняет их появление в поэме наличием цензурных условий. К. И. Чуковский относит к нетипичным обстоятельствам все то, что изображено в главе «Губернаторша».

В этой ситуации исследователь находит «нотки либерального угодничества». Конечно, цензурные условия не позволили поэту нарисовать во весь рост Гришу Добросклонова, изобразить его в типических для революционера обстоятельствах, но образ Гриши, как показано выше, не стал схемой: он и тип, и живая личность. Цензурные условия вынуждали к эзоповским средствам , выражения, заставляли включать в текст «защитительные» слова, не изображать открыто обстоятельств, определивших успех борьбы. Например, откровенное определение: «На всей Гуси обмеренной землицей» — пришлось заменить ложным: «Не вся ты, Гусь, обмерена землицей». Однако поэт стремился убрать из текста по возможности все места, смысл которых содержит нетипичные материалы (из «Пира» «подрезал царь помещика под самый корешок»). О типичности «доброго» попа, «внимательной» губернаторши, а также о намеках, указывающих на типичность обстоятельств, определивших деятельность Ермила Г Ирина, Гриши Добросклонова, уже сказано при характеристике героев поэмы. Ограничимся указанием на одну особенность типизации.

Некрасов, изображая «успех» отдельных крестьян, а также останавливаясь на «положительных» качествах людей из правящих кругов, всегда подчеркивал исключительность, случайность подобных явлений. Художник даже проектировал создание образа исправника, который «не чувствовал удовольствия, как зубы валятся изо рта мужика», но который обязан был выполнять жестокие приказы губернатора, царя. Писатель использует прием типизации от противного.

Наличие «доброго» попа, «внимательной» губернаторши или «совестливого» исправника только подтверждает, что корень зла находится не в отдельных личностях, а в системе. Гуманные, добрые, совестливые люди выполняют античеловеческие, варварские обязанности.

Подобное изображение типически исключительного в человеке помогало художнику показать типичность обстоятельств и раскрыть иллюзорность, абсолютную несостоятельность надежд на возможность улучшения народной жизни при сохранении самодержавно-крепостнического строя. Социально важное, существенное «живет» в типическом образе не схематично, не как квинтэссенция явления. Типы у Некрасова имеют ярко выраженные индивидуальные особенности. Поэт добивается предметной точности, смысловой осязательности. Чтобы создать портретную характеристику каменщика в главе «Счастливые», Некрасов вначале написал: «расслабленный, худой». Казалось бы, эти определения достаточно передают замысел поэта.

Однако поэт вводит новые детали: «Нос вострый, как у мертвого, как грабли руки тощие, как спицы ноги длинные, не человек — комар». Конкретно-зримая зарисовка образов, естественность жизненных ситуаций, все фактические детали помогали добиваться наибольшей художественной убедительности. Некрасов в самой «натуре» реальной действительности искал и находил краски для своей палитры. Этому утверждению не противоречит тот факт, что в созданных им типах воплощено много символического, что в поэме немало аллегорического, сказочного и т.

д. Реализм жизни выражался часто именно в форме сказочных желаний, аллегорических оценок. Некрасов признавался, что символ народа как богатыря-революционера внушен был ему самим народом: «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ.

Они просили любящего взгляда! И что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия! » Поэма богата эмоциональным выражением разнообразных настроений. Глубокий драматизм порожден коварными условиями реальной действительности. Взволнованная лиричность передает оптимистическое настроение тружеников. Сатирическая насмешка над крепостниками призвана выражать непреклонную волю народа к свободе, а революционный пафос свидетельствует о высоком уровне борьбы. Богатство гуманных качеств души крестьян выражается их лирическими настроениями, проявлением эстетических чувств.

Лирический, настрой свойствен характеру лучших представителей народа. Нежность души мужиков обнаруживается на сельской «ярмонке», когда Павлуша Веретенников купил для внучки старика детские ботиночки. Любовь к картиночкам Якима Нагого, предельная честность Ермила Гирина, целомудрие Матрены Тимофеевны только часть духовного богатства крестьян. Лирические настроения героев ничего общего не имеют с созерцательностью, с сентиментальностью чувств. Гуманные отношения выражаются в конкретном благородном поступке и распространяются только на людей труда. «Вешний мир», в котором реализуется трепетное чувство, не снижает, а, наоборот, усиливает пластичность изображения. В создании лирического тона поэмы большое значение имеет автор как действующее лицо произведения.

Он выступает не только как художник, создатель, всей картины, но и как непосредственный агитатор, стремящийся эстетически утвердить идею поэмы. Вместо со странниками он идет по земле русской и вместе с ними переживает горе народное. Авторские объяснения присутствуют на протяжении всей поэмы. Его оценки помогают читателю глубже понять действия и мысли героев. Странники поругивают холодную весну, и автор расширяет восприятие семи мужиков до восприятия этого явления всеми крестьянами («Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут — хоть волком вой!.. Жаль бедного крестьянина, а пуще жаль скотинушку»).

Некрасов впервые в истории русской литературы сделал лирического героя выразителем крестьянских интересов. Более того, лирический герой — народный заступник. В галерее образов народных заступников сам поэт занимает первое место. В лирических отступлениях выражаются раздумья автора о настоящем и будущем родного народа.

В первой части поэмы есть весьма примечательное место. Размышляя о народном чтении, Некрасов вначале написал: «Крестьяне догадаются, что рознь портрет портретику, что книга книге рознь».

Акцентируя необходимость просвещения, пропаганды в деревне, Некрасов пишет: «Эх! Эх! Придет ли времечко, когда (приди, желанное!) пробудится, прояснится ученьем русский ум?

» Затем было написано: «дадут понять крестьянину». Вместо «догадаются сами», «пробудится, прояснится» ум сам, поставлено: «дадут понять». Новые слова придавали отвлеченно-просветительской мысли конкретное революционно-демократическое направление. Поэт на этом пожелании не остановился. Он произносит патетическую речь о своих учителях, соратниках — Белинском и Гоголе: «То имена великие, носили их, прославили заступники народные!» Поэт комментирует события, объясняет чувства и мысли героев, не раскрытые ими.

В лирических отступлениях дополняет он действия героев своим суждением, иногда в речи автора заключена реплика героев. Автор, как бы перевоплотившись в героев, говорит от их имени, а иногда с помощью своей речи придает особое звучание интонации героев.

Общей особенностью авторских лирических отступлений является, во-первых, употребление им в своей речи крестьянского разговорного языка и, во-вторых, стремление дать обобщение, оценку, уточнить характеристику действующих лиц, раскрыть смысл отдельных - эпизодов, подчеркнуть идейное значение того или иного явления. Большое значение в реалистическом изображении играет деталь. Она «оживает», «говорит» своим языком. Некрасов, например, изображает зимний вечер в крестьянской избе.

Приведший странник рассказывает о бунте греческих монахов против турецкого ига. Настроение слушателей выражено только внешними предметами. Мы можем представить себе, почему «старик, чинивший лапотки, к ногам их уронил»; почему у хозяйской дочери «застыл уж на уколотом мизинце... высокий бугорок» крови; почему у женщин полные глаза слез; почему у «самой хозяюшки веретено пузатое скатилося с колен», и она не заметила, что ее шустрый кот размотал напряденную нить.

Серьезность, заинтересованность, искренность чувств крестьян выражены без их слов. От деталей Некрасов переходит к общему выводу о широких возможностях русского народа, к мыслям о путях, которыми предстоит идти («Еще народу русскому пределы не поставлены: перед ним широкий путь»).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать