Политическое стихотворение в конце 60-х годов

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Критическое острие социально ангажированной поэзии в 50-е годы было направлено в первую очередь против образа мыслей, сложившегося в условиях «экономического чуда» и духовной недееспособности. Затем международные

и внутренние классовые противоречия вынудили поэзию к политизации. Возникающая политическая поэзия вступала в противоречие с декларируемым долгое время буржуазной литературной критикой отделением политики от поэзии. В то же время существовали и другие представления о поэтических образцах: прямое включение в стихотворение политического содержания, о чем, например, писал в своих трактатах о политике и поэзии, а затем воплотил, уточнил и изменил с учетом требований демократического движения в своих стихах Энценсбергер. (Он предлагал лишь косвенно затрагивать политические проблемы в стихах, чтобы избежать однозначной открытой партийности.)

Политическая поэзия 60-х годов возникла благодаря тесной связи с демократическим движением, откуда поэты черпали темы, формы выражения и представления о смысле своего назначения.

Использовались не только традиционные формы публикации книг - стихи читались прямо на улицах, во время собраний и маршей протеста. Под влиянием зарубежной, и прежде всего американской, песни-протеста пережили взлет политические песни, стихи и эстрадные песенки. Такие авторы песен и исполнители, как Г. Земмер, Д. Зюверкрюп, Ф. Янсен, Г. Штюц, Ф. Й. Деген-хардт и Г. Д. Хюш, были видными представителями этого направления.

Герд Земмер (1919-1969), еще будучи редактором сатирического журнала «Дойчер Михель», не раз предостерегал против опасности атомного вооружения. И в своих стихотворениях («Атомный стих», 1957) он продолжал ту же тенденцию, усиливавшуюся благодаря знанию боевой истории рабочего движения и наполненную уверенностью в том, что «разум и сердце» людей сделают то, что соответствует их собственным интересам. В качестве ассистента Эрвина Пискатора для его инсценировки «Дантона» Земмер перевел и обработал песни времен Французской революции, которые положил на музыку и исполнил Дитер Зюверкрюп (опубликованы в 1958 г. под заголовком "Ça ira").

Первые песни Дитера Зюверкрюпа (род. в 1932 г.) тоже были навеяны темами и формами пасхальных маршей мира. Как и Земмер, он развил эти темы.

Сатирические песни Зюверкрюпа носят агитационный характер, они обличают основные пороки империалистического общества Германии: зажим демократии, разгул неонацизма, антикоммунизм и оппортунизм СДПГ. В форме молитв верноподданных и песенок уличных певцов он предпринимает сатирические атаки, очуждая при этом привычный словарный состав.

В цикле вьетнамских стихов - «Когда придет это утро» - Зюверкрюп отдает предпочтение песенной манере письма. В них звучит не ограниченная лишь обвинительными жестами уверенность в победе, в «наступлении утра». Эта тенденция характерна для всех его песен с конца 60-х годов, особенно для «Детских песен». В 1984 году Зюверкрюп переложил на музыку и обработал песни революции 1848 года и продолжил тем самым традицию политической песни в Германии.

То, чего Зюверкрюп старался достичь с помощью сатирического заострения, Фазия Янсен (род. в 1929 г.), которая как исполнительница политических песен протеста тоже вышла из движения пасхальных маршей мира, пытается сделать путем открытой солидарности с рабочими.

Она тоже черпает материал из политической повседневности, которая в Рурской области многие годы определялась последствиями структурного кризиса в горной промышленности. О социальных фактах она пишет без ложного пафоса, схватывая самую сущность:

Мой муж - горняк, но его не пускают в забой. Непосильная, говорят, работа. У него вместо легких камень сплошной, Лет двадцать вкалывал он под землей, Вчера его выбросили за ворота.

В конце стихи:

Бессмысленно ждать от хозяев добра, Гнать их в три шеи давно пора, Если мы что-то значим.

Большим событием в развитии политической поэзии явился вышедший в 1966 году сборник Эриха Фрида (род. в 1921 г.) «...и Вьетнам и...». Война во Вьетнаме оказалась в поэзии тем пунктом, который отделял абстрактное моральное участие от конкретной ответственности. Спор между Петером Вайсом, Мартином Вальзером, Гансом Магнусом Энценсбергером, с одной стороны, и Гюнтером Грассом - с другой, уже указал на это в других областях. Фрид не довольствовался общегуманистическими призывами: он представил анализ политического преступления, одновременно разоблачая дезориентирующую функцию, которую выполняли буржуазные средства массовой информации, говоря о войне.

Австриец Фрид эмигрировал в 1933 году в Лондон, где живет и сейчас. Его стихи 50-х годов говорили об одиночестве и бессилии. Но уже в появившихся в 1964 году предостерегающих стихотворениях он писал о роковых последствиях развивающихся событий. Его стихи, посвященные Вьетнаму, явились для буржуазных средств массовой информации поводом к кампании против политической поэзии прямого воздействия; эту поэзию упрекали как в отсутствии художественной ценности, так и в политической бесполезности. В этой полемике принял участие Г. Грасс в эпической поэме «Гнев, досада, ярость» (в сборнике «Выспрошенный», 1966). Вышедшие в дальнейшем стихотворные сборники Фрида - «Искушения» (1967), «Ночи большой лжи» (1969), «Среди второстепенных врагов» (1970) - как раз и показали, в какой мере конкретные политические реалии классовой борьбы послужили толчком для его творчества.

С середины 60-х годов стали более целенаправленными и меткими песни Франца Йозефа Дегенхардта (род. в 1931 г.), который начинал с агрессивной и гротескной критики обывателей. Его первые грампластинки «Румпельштильц-хен» (1963) и «Не играй с грязнулями» (1964) продемонстрировали его поэтический метод: он строит идиллию, чтобы потом разрушить ее.

В песне «Когда элитные войска просто сожгли маленькую страну» (1966) Дегенхардт еще скептически оценивал свои поэтические опыты:

Не питайте иллюзий.

Они нас держат

как шутов

для забавы.

Так что же делать?

Но поэта не устраивала роль «шута» - и он нашел выход в более глубоком анализе социальных взаимосвязей. Это показали и его грампластинки «Когда

рассказывает сенатор...» (1966), и другие песни.

Во время студенческого движения 1967-1968 годов Дегенхардт стал ставить более острые вопросы и обращаться к более острым темам: он пел теперь песни-призывы в ритме марша. В этот период Дегенхардт питал некоторые иллюзии о скорых социальных переменах в Германии; лирические тона казались ему «судорогой в классовой борьбе» 56. Необходимое прозрение все же привело его не к разочарованию, а к реалистическим оценкам. Дегенхардт открыл политико-революционную работу как элемент поэзии.

Это удалось ему, например, в балладах, рассказывающих о жизни рабо-Чих. В балладе «Руди Шульте» (1971)

он одним из первых среди писателей

Германии нарисовал положительный образ коммуниста. Одновременно он средствами уличных и балаганных песен совершенствовал анализ общественных основ капитализма. Характерным для Дегенхардта является отображение повседневного опыта людей с помощью повседневного языка.

К этим зрелым и известным певцам во второй половине 60-х годов присоединились молодые поэты, которые в своих стихотворениях тоже отказались от частных тем и включились в процесс политизации. К ним относятся Фридрих К. Делиус, Ф. дон Тёрне, А. Рейнфранк (род. в 1934 г.) и - в определенный период своего развития - Н. Борн.

Мировоззренческие изменения в поэтической концепции Ф. К. Делиуса (род. в 1943 г.) проявились в сборниках стихов «Бирка» (1965) и «Если мы пойдем на красный» (1969).

Уже в первом сборнике было заметно многостороннее и интенсивное отношение к действительности, но отсутствовала политическая обязательность. Участие в студенческом движении изменило круг тем: «блюстители порядка» теряют свой фиктивный статус, они все чаще выступают как противная сторона в классовых битвах. Особенность политической поэзии Делиуса состоит прежде всего в том, что развитие самосознания человека он обусловливает политическим опытом.

Фолькер фон Тёрне (1934-1981) с самого начала внимательно наблюдал людей в социальных обстоятельствах. От книг «Смазать пятки» (1962) и «Вести о Левиафане» (1964) к поэтическим сборникам «Глупость выдает нас с головой» (1967) и «Волчья шкура» (1968) зрело его умение не только описать силы, представляющие общественную опасность, но и наделить их определенными социальными чертами.

Пример тому - «Песня об апокалипсических всадниках» (1966):

В то время был кризис. Страна голодала. Извозчик лежал пьяный в доску. Боялись восстания... Забуксовала, увязнув в грязи, их повозка.

Они поменяли и кожу и кости, однако остались, как были. «Помилуйте нас!» - изнывая от злости, истошно они голосили.

В некоторых своих стихах-притчах Тёрне с помощью языковых инверсий разоблачал существующие социальные порядки; парадоксы раскрывали угрожающее положение, которому все чаще противопоставляется перспектива, рисуемая автором с широкой историко-философской позиции («Воспоминание о будущем», 1968).

И артист кабаре Вольфганг Нейс (род. в 1923 г.), который, впрочем, антикоммунистическими выпадами в значительной мере обесценил свои антиимпериалистические атаки, и Ганс Дитер Хюш (род. в 1925 г.), и Дитрих Китнер (род. в 1935 г.) добились политической актуальности.

В сборнике «Политические песни» (1971) есть стихотворение Китнера «Мы беремся за дело»:

Коричневые бандиты о коричневом рейхе грустят; однажды уже побиты, опять в барабаны стучат.

Им черное прошлое

не обелить,

им руки от крови вовек не отмыть.

Германию хвалят без меры, а на уме разбой. Заводчики, акционеры, управы на них никакой.

Им черное прошлое

не обелить,

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector