Поэзия русской и прежде всего крестьянской жизни получает тогда свое отражение в драматургии А. О. Аблесимова, Н.
А. Львова, М. И. Попова. Поэзия жизни былинной Руси была представлена в "Русских сказках" В. А. Левшина.
И т.д.
Своя поэзия имелась и в жизни героев фонвизинского "Недоросля". С одной стороны - поэзия беззаветного служения Отечеству, что отличало жизнь Стародума, Правдина и Милона. С другой - поэзия быта, повседневности. В жизни Скотинина - это поэзия "скотного двора", неустанная забота о свиньях; в жизни Митрофанушки - поэзия чревоугодия и голубятни; У Простаковой одна радость, одна забота и отрада - Митрофанушка, одно желание - вывести его "в люди". Как ни относиться к поэзии жизни Простаковых - Скотининых, но эта была поэзия жизни заметной части России XVIII в.
, и хотя она существенно отличалась от поэзии "жизни Званской", тем не менее являлась важной составляющей поэзии русской жизни того времени. К XVIII в. относятся и первые попытки найти поэзию в исторической жизни России, что наблюдается в драматургии Екатерины II, Я. Б.
Княжнина, А. П. Сумарокова, эпических поэмах М. М.
Хераскова. Не обошли тогда вниманием и "поэзию" русской воровской жизни, одновременно сравнив ее с "поэзией" жизни французских жуликов, о чем свидетельствуют "Обстоятельные и верные истории двух мошенников: первого российского славного вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина... Второго французского мошенника Картуша и его сотоварищей" Матвея Комарова.
Что касается прозы русской жизни XVIII в., то она была, в основном, начиная с А.
Д. Кантемира, предметом сатиры, нацеленной исключительно на негативные явления российской действительности. Ничего позитивного, заслуживающего заинтересованного художественного внимания, отечественные писатели в прозе той жизни не видели и не находили. Повседневное, обыденное, будничное, т.
е. самое что ни на есть прозаическое с его главной составляющей - жизнью крепостных крестьян, их никак не привлекало. А проза жизни крепостнической России XVIII в. была не просто сурова, но жестока и безжалостна по отношению к крестьянам. Немногие оставались к ней неравнодушными.
Среди них были Н. И. Новиков и А. Н.
Радищев. Радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву" стало печальным, не имевшим аналога в мировой литературе, памятником прозы русской жизни XVIII в.
Поэзия и проза, но в основном - поэзия русской жизни XVIII в., невозможные и неповторимые в других странах и в других исторических условиях, получив художественное воплощение, определили мировое значение русской литературы XVIII в. И в дальнейшем, художественное воплощение поэзии и прозы русской жизни во многом определило и мировое значение русской литературы XIX и XX вв.