Поэт «Серебряного века» Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, награжденный Пушкинскими премиями, почетный академик Русской Академии наук, поэт и прозаик, автор рассказов, повестей, сборников стихов, переводчик. Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в городе Воронеже в старинной обнищавшей семье помещиков. Происходил будущий писатель из древнейшего дворянского рода, к которому принадлежали выдающийся русский поэт В. Жуковский, поэтесса А. Бунина, исследователь П. Семенов-Тянь-Шанский. Гордясь историей своего рода, Иван Алексеевич, тем не менее, сказал: «Я ж с отрочества был и вольнодумцем, целиком равнодушным не только к своей голубой крови, но и к полнейшей потере всего того, что было связано с ней...» Детство будущего писателя прошло в небольшому хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Начальное образование мальчик получил дома, потом учился в Елецкой гимназии, но  из-за душной атмосферы казенщины, которая властвовала в тогдашних учебных заведениях, полного курса обучения не прошел. Покинувши гимназию, будущий писатель начал настойчиво заниматься самообразованием, он составил план занятий, которому неуклонно придерживался. Тем не менее из-за сложного материального положения семьи, Ивану Алексеевичу так и не посчастливилось осуществить свою мечту - вступить в университет. «Никогда он так и не узнал бы, не ощутил народ, если бы, закончив курс в Елецькой гимназии, переехал в Москву и поступил в университет. Надо было жить в селе круглый год, близко общаться с народом,  чтобы все воспринять,  как воспринял он своим редчайшим талантом.  Даже их обеднение принесло ему польза»,- читаем в дневнике жены писателя.

Пребывание в селе, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатило Бунина замечательным пониманием всей русской жизни. Здесь же, «в незыблемой полевой тишине, летом среди хлебов, которые подступали к самому порогу, а зимой среди заносов», под влиянием природы и фольклорно-литературной стихии (сказки, песни, пересказы, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гомера, Сервантеса, Гете) развивались внимательность глаза , и обостренность слуха и нюха, и сосредоточенность, вдохновенность и «музыкальность» внутренней жизни, которые разрешили ему стать со временем «лучшим стилистом современности». «Я с настоящим страхом всегда смотрел на всякое благополучие, которое поглощало человека; а чрезмерность и обычная низость этого благополучия вызвали у меня ненависть», - упоминал позднее Иван Алексеевич. Восемнадцатилетним юношей Бунин начал работать в редакции газеты «Орловский вестник». Он писал много статей, обзоров, заметок, корреспонденций, получая жалкий гонорар. Со временем он переехал в Полтаву и сначала служил статистом губернского земства, потом библиотекарем земской управы, часто печатался в разных газетах и журналах.

Начало литературной деятельности Бунина приходится на середину  80- х лет прошлого столетия. С 1887 года его стихи появляются на страницах русских газет и журналов, вместе с тем он печатает свои первые рассказы и очерки. В рассказе «Тетянка» молодой писатель с глубоким сочувствием описал невыносимо тяжелое положение крестьянства, которое страдало от жестокого безземелья, неурожаев и налогов, рассказал о безрадостном детстве сельских детей в дореволюционной России. Герой рассказа, встретив голодную и закоченелую крестьянскую девочку, вдруг остро ощущает трагическое положение селян. «Он вспомнил,- пишет Бунин,- соседние селеньица, вспомнил их жителей. Сколько их, таких сел, - и везде они изнемогают от голода».

Бунин много путешествовал по Украине, бывал в Киеве, Чигирине, Каневе, Лубнах, Миргороде и других городах, изучал жизнь украинского народа, его язык, быт, обычаи.  Позднее в своем замечательном рассказе «Лирник Родион» он писал: «Я в те года был влюблен в Малороссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни... Пел он чаще всего меланхолически, как и годится сыну степей... пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью. С ярмарки до ярмарки, во время странствий гурьбами на работу часто сопровождали его бандуристы и лирники, которые наводили мужчин на воспоминания о бывшей воле, о казацких походах, а женщин на певучие думы о разлуках с сыновьями, с мужчинами, с любимыми. Бог благословил меня счастьем видеть и слышать многих этих путешественников, вся жизнь которых была мечтой и песней...»

Проблемам народной жизни были посвящены рассказы «Вести из родины», «На чужой стороне», «На край мира». Во время странствований по Украине Бунину пришлось собственными глазами  увидеть такую печальную картину: крестьяне приднепровского села Казачьи Броды переселялись на «новые земли». Это преисполненное драматизмом событие легло в основу рассказа «На край мира». Переселение крестьян на новые земли было типичным явлением в дореволюционной России. Разоренные крайними неурожаями и непосильными налогами, не имея возможности свести концы с концами, крестьяне искали хотя бы какого-то спасения и часто целыми селами переезжали в малозаселенные районы Сибири и Дальнего Востока. Царское правительство бросало на произвол судьбы переселенцев, которые должны были пройти пешком тысячи километров трудной дороги.

Бунин в своем рассказе изображает переселение как большую трагедию обездоленных крестьян. Рассказывая о том, как жители украинского села Большой Перевоз побросают родное жилье и отправляются в далекий и неизвестный им Уссурийский край, надеясь найти лучшую судьбу - «хлеба досыта» - на далеких землях, автор вызывает у читателя горячее сочувствие к горю и страданию этих обездоленных людей. Из всех этих путешествий по Украине Бунин вынес большой жизненный опыт, чувство глубокой любви к Украине и к ее народу.

В конце 1895 года Бунин едет в Петербург. Здесь он знакомится с уже широко известными к тому времени писателями А. П. Чеховим, В. Г. Короленко, Д. Н. Маминым-Сибиряком, позднее с М. Горьким, активно участвует в литературной жизни. В 1898 году выходит в мир бунинский перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло - произведения, преисполненного глубокой человечности и поэтической красоты. А вскоре прогрессивный журнал «Жизнь» печатает лирическую поэму Бунина «Ноябрь» и рассказ «Антоновские яблоки», в которых писатель выступает вдохновенным певцом природы родного края. Художник тонко ощущает природу и умеет открыть ее, показать читателю ее обворожительность, богатство цветов, запахов, звуков. Недаром же М. Горький сравнивал эти произведения с картинами выдающегося русского художника-пейзажиста И. Левитана. В 1903 году Бунин пишет рассказ «Сны» и «Золотое дно», в которых правдиво изображает расположение духа крестьянства накануне революции 1905 года, вызревание протеста в его среде. Тем не менее, когда началась революция, писатель остался в стороне.

Бунин любил путешествия и много путешествовал. Он объездил почти всю Западную Европу, бывал в Турции, Греции, Египте, Палестине и других странах Ближнего Востока, посетил Индию, Цейлон и т.п. Его захватывали история и культура этих стран. Но не только историческое прошлое, величественные памятки античной цивилизации, руины старинных культур влекли писателя. Он внимательно присматривался к жизни разных народов, жадно изучал их культуру, быт. И все то богатство наблюдений, впечатлений, переживаний, раздумий, которые вынес Бунин со своих многочисленных путешествий, было воплощено им в художественных произведениях. Писатель умел проникнуть в духовный мир человека, к какой бы нации она не принадлежала. Так, в рассказе «Вопль» автор с искренним сочувствием рассказывает о горе старика турка, у которого султан забрал единственного сына и погнал его на войну к Аравии. Словами любимого поэта Саади Бунин говорил о себе: «Я стремился постигнуть лица мира... меня интересовали вопросы психологические, религиозные, исторические».

Отбрасывая революционное преобразование жизни, отбрасывая любое насилие, художник принимал близко к сердцу жестокие события начала XX столетия. Он безмерно страдал во время зловещих мировых войн, тяжело переживал трагедию русского народа, болезненно размышлял о необходимости обновления мира и человека, обрекая себя «на новые пути, на новые мыканья» в поисках заветной Атлантиды. В годы революции и гражданской войны его преисполненные отчаянию тревоги вылились в дневник под названием «Окаянные дни», какой он писал на протяжении 1918-1920 лет в Москве, а потом в Одессе, спасаясь преследований большевиков. С 1920 года для Бунина началась жизнь на «других берегах», в Франции, где он прожил до конца дней, в Париже и в Грассе, недалеко от Ниццы. Оказавшись в эмиграции, он, будто подытоживая свое творчество в России, писал: «...Я не принимал участия в политике, не надевал никаких масок и не выбрасывал никаких крикливых флагов...».

Лучшие произведения Бунина периода эмиграции - автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», многочисленные рассказы - пронизанные любовью к России. В них часто звучит глубокая и искренняя тоска по утраченной родине.

Во время Великой Отечественной войны, находясь в оккупированной немецкими фашистами Франции, Бунин показал себя настоящим патриотом. Несмотря на материальное затруднение, писатель категорически отказался от любого сотрудничества с фашистами, которых ненавидел всей душой. Он перепрятывал на своей квартире советских пленных, искренне радовался победам советских войск. В года Второй мировой войны писатель создал шедевр - цикл рассказов о любви «Темные аллеи». В восприятии автора сборника это чувство объединено с вечностью: оно не подвергается исчезновению в сознании и несет в себе высшее начало, так как открывает в личности что-то от «Божьего древа».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector