Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)

Планш и развитие жанра литературного портрета (статья В. П. Трыкова)
Начало развития жанра литературного портрета связано с именем Шарля-Огюстена Сент - Бёва. См. статью: Сент-Бёв и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова). Дальнейшее развитие литературного портрета в XIX веке так или иначе шло под влиянием жанровой модели, созданной Сент-Бёвом. Вместе с тем жанровые новации Сент-Бёва были восприняты различными писателям по-разному. Одни выступали продолжателями традиции Сент-Бёва, развивая и обогащая ее новыми открытиями (Л. де Ломени, Т.Готье, А. Уссей, Ж. де Нерваль и др.). Другие, признавая бесспорные заслуги Сент-Бёва-портретиста, искали иных моделей развития жанра литературного портрета, вступали с его основоположником в скрытую или явную полемику. Одним из таких талантливых учеников-соперников Сент-Бёва был Гюстав Планш (Planche, 1808-1857) — литературный критик, современник Сент-Бёва, его постоянный литературный vis-à-vis. Имя Планша у нас известно лишь узкому кругу специалистов. В пятитомной академической "Истории французской литературы" оно упомянуто лишь единожды. Фундаментальная "История всемирной литературы" вообще не содержит упоминаний о Планше. Некоторые сведения о Планше как художественном критике можно найти в книге В. С. Турчина "Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. Франция, Англия, Германия" [1]. Между тем в первой половине XIX века Планш воспринимался как достойный соперник Сент-Бёва на поприще литературной критики. Некоторые из знатоков и ценителей (например, критик Леон Массон) ставили Планша-критика выше Сент-Бёва [2]. "Настоящий мастер критики", — скажет о нем современник Э. де Мирекур [3]. "В интеллектуальном мире Франции романтической эпохи Планш выделяется как ключевая фигура", — констатирует В. С. Турчин [4]. Пути Сент-Бёва и Планша неоднократно пересекались. Планш сотрудничал в 30-х гг. в "Глоб"; затем с 1831 г. писал для "Рёвю дё дё монд", был главным литературным консультантом Франсуа Бюлоза, редактора "Рёвю дё дё монд"; до того как его сменил Сент-Бёв, состоял литературным консультантом Жорж Санд [5]. В отличие от Сент-Бёва, Планш проявил свой литературный талант исключительно в сфере критики. Его перу принадлежат три сборника литературно-критических очерков и статей: "Литературные портреты" ("Portraits littéraires", 1836), "Новые литературные портреты" ("Nouveaux portraits littéraires", 1854), "Литературные очерки" ("Etudes littéraires", 1855) — и два сборника, в которых Планш выступил в качестве художественного критика: двухтомник "Очерки о французской школе (1831-1852). Живопись и скульптура" ("Etudes sur l’école française (1831-1852). Peinture et sculpture", 1855) и "Портреты артистов, художников и скульпторов" ("Portraits d’artistes, peintres et sculpteurs", 1858). Итак, через четыре года после выхода в свет первого сборника литературных портретов Сент-Бёва Планш издает в издательстве Верде свой двухтомный сборник под сходным названием "Литературные портреты", составленный из очерков о писателях, ранее опубликованных им в "Рёвю дё дё монд". Сложилась ситуация конкуренции. В сознании современников не могла не возникнуть параллель с портретами Сент-Бёва. Что означал факт издания сборника с названием, почти идентичным названию книги Сент-Бёва? Был ли это акт литературного ученичества или литературной полемики? Свидетельствовал ли он об усвоении жанровых новаций Сент-Бёва и о появлении первого последователя или был лишь следствием чрезвычайной популярности сборника Сент-Бёва в литературной среде? Может быть, имеет место случайное совпадение названий? Последнее предположение отпадает сразу. Известно, что сначала Планш хотел назвать свой сборник иначе: "Fragments d’un Livre a faire", но отказался от этого названия из боязни, что оно станет мишенью для насмешек и шуток [6]. Однако это была не единственная и не самая главная причина. Смена названия имела полемический подтекст. Создавая свои литературные портреты, Сент-Бёв закладывает основы "биографического метода". В свою очередь Планш, публикуя свой сборник под сходным названием, бросает вызов Сент-Бёву, декларирует иной подход к изучению литературы, свой критический метод. М. Регар так комментирует выбор Планшем названия для своего сборника: "Это новое название было менее точным, чем "Fragments d’un Livre à faire", если иметь в виду манеру Планша, которого мало занимали внешний облик и душа писателя, его чувства и свойственные ему привычки. С другой стороны, Сент-Бёв сделался мэтром жанра: он только что опубликовал второй и третий тома своих "Литературных портретов", и было рискованно и даже нетактично спустя всего несколько недель после выхода в свет его книг издава

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент