План к сочинению: Комедия “Ревизор”

Анализ комедии "Ревизор" предполагает учет следующих важных моментов: 1. В основе замысла комедии лежит просветительское представление Гоголя о прямой зависимости неразумного общественного бытия от неразумного общественного сознания. Важнейшей мыслью Гоголя была мысль о ложном пути, на который ступило русское общество. Исправить, нравственно облагородить каждого человека и, как результат, все общество - такова идея "Ревизора".

2. Идея исправления общества воплощается у Гоголя в комедии.

Не призывы к общественному мнению, не гневные обличительные памфлеты, не морализация, а смех - вот главное оружие Гоголя. "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем". Особенность положительного героя Гоголя, в отличие от Грибоедова, в том, что он действует не на сцене, а в зале.

Сверхзадача автора состояла в том, чтобы заставить зрителя увидеть в героях частицу себя, ужаснуться собственным порокам и избавиться от них через очистительную силу смеха. Вместе с тем, Гоголь хотел возбудить в зрителе негодование против "уклонения общества от прямой дороги". Таким образом, идея комедии намного шире того, что происходит на сцене.

3. Образы действующих лиц комедии (провинциальное чиновничество) не новы. Они встречались в произведениях других драматургов того времени. Нова сама авторская идея - "выставить на всенародные очи" все то незримое, что отравляет русскую действительность, обнажить призрачность, мнимость общепризнанных ценностей ложного человеческого сознания. Взяточничество, безразличие к своему общественному долгу, злоупотребление служебным положением - вот то, что составляет основу сознания и деятельности чиновников. Комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Вместо того, чтобы служить людям, они стараются лишь как можно лучше устроить свою жизнь.

4. Казалось бы, злоупотребления чиновников в "Ревизоре" более безобидны, чем в "Горе от ума". Но Гоголь заставляет зрителя ужаснуться тому факту, что злоупотреблениями пропитана вся русская действительность.

Отсюда и мнимость общепризнанных ценностей. Подлость и низость ложной морали подлежит разоблачению. Особенность развития действия в комедии состоит в том, что чиновники разоблачают самих себя. Всеобщее саморазоблачение чиновников - результат всех происходящих на сцене событий. Процесс саморазоблачения чиновников есть процесс развития действия в пьесе.

Не Хлестаков движет сюжет комедии, т. к, он не истинный ревизор и не собирается никого разоблачать (Хлестаков сам боится, что его разоблачат) -, но это развитие действия происходит как бы само собой, оно саморазвивается.

Что же движет поступками героев? Страх. Всеобщий страх перед разоблачением. Именно страх не дает возможности увидеть "Легкость необыкновенную в мыслях", и изобличить его. То же состояние страха перед возмездием движет речами и поступками других чиновников, разоблачая их чуть ли не на каждом шагу. На основе страха происходит соединение саморазвивающегося действия с саморазоблачением героев. Саморазоблачение чиновников снимает вопрос о необходимости появления на сцене истинного ревизора.

Поэтому, мы только узнаем о его приезде, но самого ревизора на сцене не видим. Так выражается в комедии просветительская мысль Гоголя о неизбежности саморазоблачения зла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector