Писатель, философ, природовед: Гете, Иоганн Вольфганг

Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу и во Вселенной каждому отведено особое место, поскольку человек — существенная частичка Космоса. Его заполненная разнообразнейшими занятиями и поисками жизнь была сурово подчинена внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманному и лишь ему известному плану. В детстве Гете изучал языки, в частности и древнееврейский, рисование, занимался ездой верхом и фехтованием. Кроме традиционного комплекса гуманитарных знаний и физических упражнений, в домашнее образование Гете входили и естественные науки — обстоятельство, которое сыграло значительную роль в будущем развитии его научных интересов.

В 1765 г. отец отправил Гете в Лейпцигский университет изучать правоведение, тем не менее, юного студента больше влекла литературная и театральная жизнь этого значительного торгового и культурного города Германии. Обучение в Лейпциге было прервано серьезной болезнью, поэтому следующие полтора года он провел дома. Весной 1770 г. Гете переехал в Страсбург, чтобы, по настоянию отца, завершить свое университетское образование. Здесь, в Страсбурге, слушая лекций по анатомии, химии и юриспруденции, Гете имел дело с довольно интенсивной литературно-культурной деятельностью. На этот период выпало его знакомство, а со временем — и дружба с И.Г. Гердером, что Гете позднее назовет «наиболее значительным событием» в его жизни. В Страсбурге Гете пережил и первую любовь к дочери сельского пастора — 16-летней Фридерике Брион, которой посвятил лучшие лирические стихи этого периода.

6 августа 1771 г. Гете защитил диссертацию и получил степень лиценциата права. По возвращению домой отец отправил его в Вецлар, что неподалеку Франкфурта. Здесь, в имперской судебной палате, Гете должен был практиковаться, хотя все его мысли были сориентированы на литературу. В Вецлари Гете влюбился в Шарлотту Буфф, дочь местного чиновника, к тому времени помолвленную. Неразделенная любовь и послужила причиной появления романа «Страдание юного Вертера», как и целого ряда лирических стихов.

Исследователи подсчитали, что Гете написал свыше 1600 стихов, которые рождались как отзывы на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он полно попадал под власть нахлынувшего ощущения, но вместе с тем Гете всегда предельно скромный и корректный в передаче лирических переживаний. Например, в стихотворении «Свидание и прощание» («Willkommen und Abschied», 1771), посвященном Ф. Брион, несмотря на взволнованность и избыток чувств, лирический герой предстает благородно-добродетельным. Встреча влюбленных происходит лишь в мечтах и воспоминаниях. Стихотворение «Прометей» является темпераментным монологом защитника людей — Прометея, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель лишь плод человеческих предрассудков и страхов.

Начало творческого пути Гете связано с литературным движением, представители которого выступали под лозунгом «Буря и натиск!». Себя эти поэты и драматурги называли «штюрмерами» — от немецкого названия «Sturm und Drang».

Свободолюбивые бунтарские расположения духа юного Гете проявились также в его драме «Гец фон Берлихинген» («Gotz von Berlichingen», 1773), материалом для которой стало жизнеописание Готфрида фон Берлихингена, написанное им в 1557 г., но отпечатанное в 1731 г. Гец (сокр. от Готфрид) — реальное историческое лицо.

Вслед за Шекспиром Гете игнорирует классику трех единств — в драме 65 сцен, которые быстро сменяют одна другую, и большое количество персонажей. «Гец фон БерлихинГен» написан в прозе, герои общаются просто, а отчасти на грубоватом народном языке.

Главный герой — рыцарь, который восстал против княжеского своеволия. Опираясь на исторические хроники В. Шекспира, Гете мастерски воссоздает колорит эпохи, изображая пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров, представителей придворной знати бамбергского князя-епископа. Меньшее значение имели драмы Гете на современные темы: «Клавиго « («Clavigo», 1774) и «Стелла»(«Stella», 1775).

Роман «Страдание юного Вертера» («Die Leiden desjungen Werthers», 1744), написанного в Веймари, где Гете по настоянию отца стажировался в имперском суде, сделал автора знаменитым не только в Германии, а и во всей просвещенной Европе.

Гете избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма — это исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 г. по декабрь 1772 г. Таким образом, время действия и время создания романа чрезвычайно близки. Эпистолярный роман — любимый жанр сентименталистов. Гете в духе сентименталистских представлений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек, независимо от своей сословной принадлежности.

Гете одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство человека не в его предках, не в его сословной принадлежности, а в нем самом — в его личности, в его качествах, интеллекте и поступках.

В конце жизни в «Поэзии и правде» Гете рассказал о том, что он написал «Страдание юного Вертера», чтобы освободиться от навязчивой мысли о самоубийстве. Тем не менее, поступок Вертера оказался настолько заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) прокатилась волна самоубийств юношей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдание юного Вертера» остался в мировой литературе непревзойденным произведением о трагической неразделенной любви.

В 1775 г. Гете принял предложение Саксен-Веймарского герцога Карла-Августа и переехал в Веймар, где взял на себя целый ряд государственных обязанностей, стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Г, — Н.Н. Вильмонт так объяснял мотивы этого поступка: «Уезжая в Веймар, Гете питал надежду радикально улучшить общественное отношение хотя бы на небольшом лоскуте немецкой земли, во владениях Карла-Августа, с тем, чтобы этот лоскут земли был образцом для всей страны и проведенные на нем реформы стали бы началом общенационального переустройства немецкой жизни».

Гете в скором времени убедился, что это были напрасные ожидания, поскольку герцог, разумеется, забыл о своих добрых намерениях. Гете постепенно сузил круг своих обязанностей, оставив лишь попечение театром и учебными заведениями, а 3 сентября 1786 г. вообще бежал из опостылевшего веймарского придворного света. Два года он провел в Италии, где изучал античное и ренессансное искусство, сам пробовал свои силы в живописи, но потом возвратился в Веймар и покидал его лишь ради кратковременных поездок в Карлсбад, Мариенбад и в другие места для улучшения здоровья. Вся жизнь Гете теперь проходила в Веймаре, где к нему пришло мировое признание, раскрылся его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и природоведа.

Гете по обыкновению продолжительное время работал над большинством своих произведений. Например, замысел драмы «Эгмонт» («Egmont») приходится на 70-е гг. XVIII ст., когда он окончил ее черновой вариант. Тем не менее, окончательно завершил драму в Италии в 1787 г., а в следующем году — опубликовал. В трагедии отобразилось юношеское увлечение В. Шекспиром. Немецкий драматург, как и Шекспир, обратился к исторической эпохе, крайне напряженной, когда в тугой узел разногласий сплелись политические и религиозные конфликты. Стараясь воссоздать события максимально правдиво, Гете выбрал прозаичную форму, что к тому времени было новацией, поскольку драмы писали в стихотворной форме.

Место действия «Эгмонта» — нидерландские провинции (современные Бельгия и Голландия), которые в середине XVI ст. непосредственно принадлежали испанской короне. Филипп II назначил повелительницей Нидерланд свою сведенную сестру, внебрачную дочь короля Карла V Маргариту Пармскую. Исполнителями ее воли, а в сущности, фактическими правителями Нидерландских провинций были Вильгельм Оранский и граф Эгмонт, который стал центральным персонажем драмы. Все действие сосредоточено вокруг Эгмонта. Гете достоверно воссоздает исторический конфликт: нидерландские бюргеры недовольные высокими сборами, которыми обложил их король. Они принимают протестантскую веру, и это также усиливает их антагонизм с католической Испанией. В городах назревает недовольство, способное вызвать революционный взрыв.

По мнению Гете, народ сам избирает своих вождей. Любимец простонародья, Эгмонт даже наперекор своей воле призван возглавить борьбу страны за свою независимость. В трагедии «Эгмонт» судьба героя определена заведомо благосклонностью к нему народа, который сам сделал его своим вождем. Любовь соотечественников к Эгмонту мотивируется не столько политическими мотивами, сколько тем, что он правильно понял стремление народа в эпоху исторических катаклизмов.

Драматург пошел на нарушение исторической истины, создавая образ главного героя. Эгмонт у Гете значительно младше, чем был на самом деле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector