x x
menu

Школа молодого специалиста Петербургской школы

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Казалось бы, знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым специалистам трудно сориентироваться в широчайшем круге воспитательных возможностей музыкального искусства. Особую трудность вызывает изучение фольклора.

Понимание роли и места фольклора в системе музыкального образования школьников — это одна из тем постоянно действующего семинара «Школа молодого специалиста» ИМЦ Московского района.

Когда речь заходит об изучении культурно-исторических традиций в этногеографическом аспекте, прежде всего, надо вспомнить о том, что наш город — город особенный: по стилю — европейский, по структуре — многонациональный, по темпераменту — северный, а по душе, наверное, всё-таки русский.

Как «вплести» в учебный процесс фольклор, чтоб сохранить все грани самобытности Санкт-Петербурга и в то же время дать детям представление именно о русском народном творчестве? Как подвести к пониманию именно русских традиций детей других национальностей? Надо ли вообще уделять внимание фольклорным праздникам, обрядам, ведь, как показывает жизнь, фольклор неорганичен для нашего города? В то же время, он незаменим в процессе гражданственного воспитания школьников, в деле гуманизации школы.

Гражданственное самосознание возникает тогда, когда ребёнок начинает ощущать, понимать свою принадлежность к культурно-историческим традициям народа.

В содержание программ образовательной области «Искусство» конечно же включено изучение народного творчества, и эта тема вызывает живой интерес у учащихся начальной школы. Дети видят, что народное творчество — это неотъемлемая часть жизни, одна из форм активной творческой деятельности человека. Это связь с календарём, это весёлая игра. Вот, пожалуй, «ключевое» слово, точка опоры в методике приобщения ребёнка к народному творчеству — Игра.

Практически «ввести» ребёнка в эту игру можно благодаря подготовке и проведению фольклорных праздников.

Методическая служба района предлагает молодым специалистам систему музыкально-эстетического воспитания «от урока к празднику и обратно к уроку», в которой урочная и внеурочная деятельность выстраивается в единую линию педагогического воздействия.

Что это даёт?

  • Каждый ребёнок независимо от его способностей самореализуется, принимая участие в общем процессе.
  • Вся работа отвечает важнейшему принципу «педагогики успеха» — несёт детям радость.
  • Дети видят конкретную цель всей музыкально-художественной деятельности.
  • Учитель получает возможность расширить рамки предмета.

А что это, как не личностно-ориентированный подход в обучении?

В какой мере содержание детских фольклорных праздников должно соответствовать народному обряду? Конечно, в самой общей: фольклорный праздник в петербургской школе — праздник стилизованный.

Почему? Это вытекает из логики всего вышесказанного.

Изначально поставлена цель: познакомить, приобщить, а не изучить, а при успешной работе — пробудить интерес и открыть путь к самостоятельному изучению народного творчества в учреждениях дополнительного образования, кружках и коллективах района.

В подготовке и проведении праздника учитывается важнейший педагогический принцип — доступность, поэтому приобщение к активной творческой деятельности проходит в три этапа.

На первом этапе — праздник с элементами фольклора.

На втором этапе — поклассные театрализованные праздники, в значительной мере выстроенные на фольклорном материале.

На третьем этапе — подготовка праздников-зрелищ для детей и родителей.

В программу праздника входит:

  • исполнение русских народных песен;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • исполнение характерных танцев;
  • инсценировка русских народных сказок, прибауток, песен;
  • конкурсы пословиц, поговорок, загадок, скороговорок;
  • русские народные игры, хороводы.

Готовясь к празднику, дети включаются в игровой процесс, и работа по привитию умений

и навыков становится частью этой игры. Перед ребятами поставлена цель, и стремление к этой конкретной цели помогает сделать весь процесс обучения живым и интересным.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что в школах, где реализуется эта система, ребята знают и любят народную песню; знакомы с понятиями «обработка», «стилизация», «музыкальная цитата»; знают элементы народного костюма; интересуются устным народным творчеством; знакомы с годовым кругом праздников русского народного календаря; знакомы с некоторыми обычаями и обрядами; знают комбинации русского народного танца, русские народные игры.

Один из самых любимых праздников — «Масленица» — проводы зимы. Этот яркий, весёлый, «вкусный» праздник надолго остаётся в памяти. И, когда ребята в средней школе услышат масленичные интонации в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, увидят масленичные сюжеты на полотнах Сурикова, Кустодиева, у них возникнет чувство сопричастности, — значит и для этих русских композиторов, художников традиционный русский праздник был близок и интересен так же, как стал близок и интересен самим ребятам.

Вот это ощущение и будет «связью времён» и приобщением к культурно-историческим традициям.

Прищепова Ирина Васильевна,

Методист ИМЦ Московского района СПб,

Учитель музыки ГБОУ гимназия № 526

Московского района Санкт-Петербурга

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать