x x
menu

Петер Хакс

Петер Хакс (род. в 1928 г.) переехал в 1955 году из Германии в Германии. Своими первыми пьесами он активно включился в борьбу против империализма. Продолжая вначале брехтовскую линию театрального искусства, Хакс стремился дать материалистическую трактовку исторических тем, раскрывая их актуальный смысл. Он развенчивал героев буржуазных исторических легенд и отдавал все свои симпатии угнетенному народу. Пьесы Хакса «Герцог Эрнст, или Герой и его свита» (1955), «Открытие индийского века» (1954) и «Мельник из Сан-Суси» (1958) показывают, что историей движут не одиночки и что определяющее значение принадлежит в ней социальным интересам - забавные, полемичные ракурсы исторических событий, позволяющие разглядеть подлинную сущность закономерных общественных процессов.

Против ремилитаризации германского империализма и против его псевдодемократических форм направлена пьеса Петера Хакса «Битва при Лобозице» (1955), в основу которой положен автобиографический роман Ульриха Брекера «История жизни и приключений бедного человека из Такенбурга», написанный в XVIII веке.

Видимость человечности в отношениях между офицером и простым солдатом разоблачается по мере того, как оказываются затронутыми их классовые интересы. Хакс показывает неизбежный крах попытки прусского офицера-вербовщика установить в армии наемников некие идейно-нравственные основы. В конце концов солдат дезертирует, ибо для него имеет смысл лишь мирная жизнь.

Вновь и вновь вызывали горячие споры те из последующих пьес Хакса, в которых он обращался к проблемам нового общества. Так, в пьесе «Заботы и власть» (1960) речь идет о противоречиях между рабочими брикетной фабрики и стекольного завода.

Возникший на этой основе конфликт между рабочим брикетной фабрики и работницей стекольного завода, любящими друг друга, служит моделью, на примере которой показывается, как непросто развиваются новые отношения между людьми. Социалистические нормы морали противостоят тем экономическим и социальным условиям, которые еще содействуют сохранению у людей чувств зависти и собственничества. Хаксу удается придать своему повествованию крупный исторический масштаб; этому замыслу соответствует и стилевая манера автора, поэтическая приподнятость языка пьесы.

Уже в этой пьесе Хакс подошел к проблемам современности с мерками коммунистического будущего, причем порою путь и цель противопоставляются, а в комедии «Мориц Тассов» (1965) этот вопрос занял еще более заметное место.

Мориц Тассов - революционер-мечтатель, который в 1945 году после освобождения Германии от фашизма Советской Армией отбирает у помещика усадьбу и на его земле организует «Коммуну третьего тысячелетия».

Однако этот скачок в будущее кончается крахом, ибо Тассов не учитывает конкретных условий общественного развития. Анархизм Тассова, игнорирующего сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян, сталкивается с подлинными революционными силами и тем самым выносит приговор самому себе. Однако помыслы Тас-сова и его мечты, его чрезвычайно полнокровный образ нарисованы автором с большой симпатией. В Тассове нашла выражение человеческая личность, которая не имела условий для своего расцвета в первые годы становления нового общества, однако ей принадлежало будущее. Хакс с реалистической достоверностью показал противоречие между идеалом и действительностью, пользуясь порою средствами сатиры. Он создал драматический образ, который мог бы встать в один ряд с замечательными героями комедийной мировой литературы. Противоречивость образа увела его, однако, в ином направлении.

Хакс считает, что с формированием в Германии общества развитого социализма необходимо сосредоточить внимание на драматическом изображении всестороннего развития человеческой личности. Связанные с этим мысли он изложил в своем сборнике статей «Поэтическое» (1972).

Проводя резкое и одностороннее отграничение от того социалистического искусства, которое родилось в классовых битвах, Хакс рекомендовал отныне позицию «классика», согласно которой следует создавать образ эмансипированной личности и раскрывать ее проблемы, стремиться к «артистичности, блеску, богатству фантазии» 115. Хакс предложил концепцию «постреволюционной драматургии» 116, которая призвана учитывать в своих темах обострение мирового революционного процесса.

В пьесах Хакса, отвечавших этой концепции, перерабатывался мифологический или уже известный литературный материал. Этим произведениям присущи значительность действия, характеров, событий, поэтичность языка. Хакс делает работы для музыкального театра (оперетта для актеров - «Прекрасная Елена», 1964; либретто для оперетты - «Еще ложечку яда, милый?», 1972). В пьесе Хакса «Амфитрион» (1967) Юпитер предстает существом, способным испытывать высшее наслаждение и одарять им, в то время как Амфитрион показан растерявшим свои лучшие человеческие качества в военных походах и в повседневной суете. Любовь объявляется высшим идеалом:

Лишь несколько часов любви коротких, Что человека делают великим, Способны оправдать существованье Всего людского рода...

Способности любить отводится центральное место, и она начинает символизировать собою любую социальную активность человека. Петер Хакс требует развивать творческие силы личности, однако это требование остается односторонним.

Творческая концепция Петера Хакса нашла различное выражение в его пьесах «Мир» (1962, по мотивам Аристофана), «Маргарита в Эксе» (1967), «Омфала» (1970), «Адам и Ева» (1972), «Ярмарка в Плюндерсвейлерне» (1974, по мотивам Гёте). Чтобы очертить перспективы и границы различных типов людей в их взаимосвязи друг с другом («Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гёте», 1975; «Рози мечтает», 1975) или чтобы предложить к обсуждению те или иные формы социального развития («Прек-сасп», 1974; «Смерть Сенеки», 1977), Хакс вновь обращается к историческому материалу.

Прекрасные роли, написанные Хаксом для актеров (например, роль госпожи фон Штейн), динамизм сценического действия, остроумие, виртуозность языка служат для пьес Петера Хакса залогом их постоянного успеха у широкой публики.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать