Педро Кальдерон де ла Барка – выдающийся драматург и поэт эпохи испанского барокко

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

«Жизнь - это сон» как воплощение мировоззренческих и художественных принципов эпохи барокко.

Цель: углубить знания учеников о барокко как художественном направлении; ознакомить учеников с личностью Педро Кальдерона; развивать навыки восприятия лекции и исследовательской работы; воспитывать интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет Педро Кальдерона.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Кальдерон стоит рядом с наибольшими великанами

Мира: он сделал в испанской литературе то, что

Данте - в итальянской, Шекспир - в английской

И Тарас Шевченко - в украинской литературе.

Иван Франко.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

«Гронирование». Тема «Барокко».

Методический комментарий.

«Гронирование». Предложенный вид работы побуждает учеников свободно думать и открыто высказываться на определенную тему. Его задача - установить связи между отдельными понятиями. Для работы выбирается опорное слово, понятие, термин (слово-тема). К нему подбирают слова с определенными связями, ассоциациями. Гроздья бывают одноуровневые (от одного отправного слова) и многоуровневые (каждое слово следующего уровня становится опорным). Многоуровневая гроздь представляет собой развернутую опору по теме, в основе которой лежит принцип гиперсвязей.

Пример грозди

«странный»

>

Культура XVII ст.

<

«химерический»

Т

Раздумья о мире

БАРОККО

Контрасты

>

<

1

Сложная метафоричность

Пути познания Творца

Пышный цветистый стиль

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как вы уже знаете, для стиля барокко не является обязательным пробуждение религиозного или эстетичного чувства; для него важнее растрогать человека, который воспринимает, поразить его.

Выразителем философских и эстетичных принципов направления барокко в жанре драмы стал Педро Кальдерон де ла Барка - выдающийся драматург и поэт испанского барокко, а его пьеса «жизнь - это сон» считается воплощением мировоззренческих и художественных принципов эпохи барокко.

III. РАбота Над Темой Урока. Педро Кальдерон

1. Обзор жизни Педро Кальдерона.

Ученик-«биограф». Полное имя поэта - дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьйо. Кальдерон, по происхождению аристократ, был потомком знатного дворянского рода. Он родился в Мадриде 17 января 1600 года. Отец Кальдерона был секретарем государственного казначейства при Филиппе II и Филиппе III, а мать походила из благородной семьи, которая переселилась в Испанию из Нидерландов задолго до рождения Педро. В семье было шестеро детей - три сына и три дочери. Начальное образование дон Педро получил в иезуитской школе, в пятнадцатилетнем возрасте поступил к Саламандский университет, где прослушал курс богословия; также в университете города Алкала прослушал курс философии и права.

В первой половине своей жизни Кальдерон - человек шпаги. Он был участником военных походов в Италию и Фландрии, был рыцарем ордена Сантьяго и в 1640-1642 годах вместе с другими рыцарями этого ордена принимал участие в войне против Франции, был участником подавления восстания в Каталонии. В молодости дон Педро не раз оголял шпагу в поединках и однажды даже сидел в тюрьме за оскорбление лица духовного сана (он насмехался над напускным красноречием одного проповедника).

Первые поэтические лавры Кальдерон получил в 1622 году, принимая участие в соревновании поэтов. Его талант был высоко оценен знаменитым тогда драматургом Лопе де Вегой. В двадцать пять лет Кальдерон стал главным автором пьес для придворного театра и для религиозных спектаклей во время церковных праздников. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, а для духовных праздников на заказ городских властей Мадрида - одноактные духовные действа (ауто).

Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году, после смерти своего маленького сына, он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо - почетный капеллан и исповедник короля Филиппа I, а в 1666 году - настоятель аббатства святого Петра.

Умер поэт 25 мая 1681 года. В полное собрание сочинений поэта, которое было издано после его смерти, вошло 120 пьес, 80 ауто и 20 интермедий (около 140 пьес светского и 80 религиозного содержания), много стихов.

Жизнеописание Кальдерона называют замалчиваемой биографией, поскольку о нем известно очень мало. Еще при жизни драматурга высказывались противоречивые суждения относительно его деятельности. Например, теолог Моратин Старший сказал, что «кальдероновский театр - это школа злости, зеркало разврата и академического бесстыдства», а немец Шлегель назвал его театр «недосягаемым образцом верности христианским идеалам, человеческой обязанности, чести и совести, где даже в безобразном мы видим тень большой идеи».

2. Работа в парах. Взаимные вопросы по смыслу биографии Кальдерона.

3. Основная тематика творчества поэта

Учитель. Все творчество Кальдерона - это напряженные раздумья о смысле человеческой жизни. С одной стороны, человек в мире не один, его бытие тесно связано с другими людьми и историей, с природой и Богом. С другой стороны, Кальдерону были хорошо известны времена средневековой Испании с ее пасмурным фанатизмом, кострами инквизиции, с крестами, процессиями, поэтому и его поэзия - это преимущественно поэзия отчаяния, трагической дисгармонии мира и непримиримых противоречий. Смех и радость - не для человека; судьба человека - страдать и повиноваться.

Те, что были веселостью и красотой, Проснувшись на рассвете со сна, Под ночь обернутся в печаль напрасную, Заснут, обнятые тьмой ледяной. Радуга, которая кармина и золотая игрой На миг просияет даль грозовую - Знак человеческой жизни,- все за одно - Единый день пролетит стрелой. Для расцвета роза волшебная растет и расцветает, чтобы увянуть,

Один бутон - колыбель и гроб. Жизнь, как день, мелькнет, когда из дитяти Становится дедушка, и уже пора умирать; Век - что час, год - что миг один.

(Перевод Д. Павлычко).

Наилучшие герои Кальдерона стараются постигнуть таинственные, всемогущие связи, которые существуют в мире, и понять свое место в нем. В этом - весь Кальдерон, каким он был для своих современников, каким вошел в мировую литературу. Нужно помнить, что Кальдерон был глубоко верующим человеком и в поучительно-аллегорических сюжетах и многочисленных символах своих драм старался раскрыть постулаты и истины католической веры.

Творчество Кальдерона было значительным этапом в развитии испанской драматургии. Его считают родоначальником драмы эпохи барокко с ее глубоким психологизмом и философской проблематикой. К основным композиционным приемам кальдероновских драм принадлежит монолог, который представляет собой большей частью философское раздумье героя о смысле жизни или глубокий психологический самоанализ. Вниманием к внутреннему миру человека, симпатией к угнетенным обозначена его аллегорическая морально-философская пьеса «Жизнь - это сон», написанная им в 1635 году.

Вопрос к классу:

Какая ведущая тема творчества Кальдерона?

4. Произведение Кальдерона «Жизнь - это сон».

Ученик-«литературовед». Свое главное произведение Кальдерон называл «комедией», хотя так его можно назвать лишь условно.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector