«Паломничество Чайльд Гарольда». Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цели:
продолжить наблюдение за развитием образа Чайльд Гарольда; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лиро-эпической поэмы; углубить понятие о лирическом герое; воспитывать внимательное отношение к поэтическому произведению. Оборудование:
раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Слушание рассказов о главном герое поэмы «паломничество Чайльд Гарольда» по плану (см.

Домашнее задание
предыдущего урока) 2. Беседа • Что вы знаете из уроков истории о событиях в Европе начала XIX века? • Каким было положение греческого и албанского народов в этот период истории? III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» замечательна тем, что в ней освещаются самые актуальные общественные проблемы начала XIX века — борьба народов с тиранией, их стремление к национальной независимости. Новаторскому содержанию соответствует оригинальная форма произведения. Это лиро-эпическая поэма, в которой описание душевных эмоций достигает совершенства, и вместе с тем это резкая политическая сатира; это повесть о жизни лондонского денди и одновременно путевой дневник автора.

Созданная между 1809-1817 годами поэма состоит из четырёх песен и отражает различные периоды жизни Байрона. Целостность её достигается не столько присутствием главного героя, который в последней песне совсем уходит в тень, сколько тем, что все песни — плод ярких впечатлений, мятежных дум, изменчивых настроений, душевных переживаний, предчувствий, воспоминаний самого поэта, его смелых оценок событий, свидетелем которых он был. IV. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Центральной темой поэмы является национально-освободительная борьба европейских народов.

С ней тесно связаны темы патриотизма, войны и мира. Поэтому подлинным героем первых песен «Паломничества Чайльд Гарольда» являются угнетённые и сражающиеся за национальную свободу народы Испании, Греции и албании.

Наиболее впечатляющие и выразительные страницы первой песни поэмы посвящаются борющемуся с наполеоновской агрессией народу Испании. Во второй песне поэмы наблюдения над жизнью порабощённой турками Греции вызывают у Байрона горькие раздумья и печальные настроения. И опечален он прежде всего покорностью греков перед поработителями. Стремясь пробудить дух высокой гражданственности и поднять их на решительную борьбу с угнетателями, поэт вспоминает о былом величии древней Эллады, героях её бессмертной истории и литературы. Из его уст звучит упрёк современникам, лишенным патриотизма. 2. выразительное чтение отрывков заранее подготовленными учащимися: «Я сяду здесь, меж рухнувших колонн…

», «но кто же, кто к святилищу афины…», «Ужель признают…», «нет, Греция, тот разве патриот…» 3.

Чтение-анализ второй песни поэмы Беседа • Как меняется Чайльд Гарольд во второй песне? • Чем автор объясняет перемены, происшедшие в нём?

• Какие новые чувства появились в душе героя? • Какие общественно-политические события изобразил поэт в первой и второй песнях поэмы? • Что он осуждает, а что прославляет в истории, жизни тех стран, которые посетил его герой? • Почему автор, столь непохожий на своего разочарованного героя, тоже обречён на страдания и одиночество в мире? • Что исцеляет его душу, возрождает её?

4. творческая работа в группах 1 группа.

Как объясняет автор «Паломничества Чайльд Гароль Да» причины, побудившие его героя к странствиям? Какие оценки Он даёт при этом английской действительности? Он в обществе был сумрачен и хмур, Хоть не питал вражды к нему… — Пишет поэт о своём герое. так ли относится к обществу сам автор? В первой песне поэмы автор строго судит своего героя: …

осрамит и самый лучший род Один бездельник, развращённый ленью… Но во второй песне мы уже не встречаем таких резко отрицательных характеристик Гарольда. Почему? 2 группа. Чем объясняет автор перемену в Гарольде, чувства которого пробудились во время странствий по Греции («Чайльда влёк Уже иной предел» — уже он мечтал «сквозь этот край пустынный В Иллирию пройти… »)? Во второй песне поэмы автор говорит о Гарольде: …

и впервые Дыша свободой диких берегов, И зной он рад терпеть, и холод их снегов… Какие новые чувства появились в душе героя поэмы? 3 группа. В «Паломничестве Чайльд Гарольда» поэт не раз обращается к народам тех стран, которые посещает его герой. Что осуждает и что прославляет при этом поэт?

5. презентация результатов творческих работ Представителями групп V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа (прием «Микрофон») • Какие общественно-политические события в жизни Европы изобразил Байрон в первой и второй песнях «Паломничества Чайльд Гарольда»? • «Паломничество Чайльд Гарольда» — лиро-эпическое произведение.

Объясните это жанровое определение? Как доказать его справедливость? • Байрон назвал свою поэму «простым рассказом». Почему он именно так определил жанровые и композиционные особенности своего произведения? 2. Заключительное слово учителя — В романтической натуре героя Байрона отражается его эпоха, какой видел и воспринимал её сам поэт.

Передавая Гарольду свои собственные мысли и чувства, автор постепенно оттесняет его на задний план; на страницах поэмы он прямо признаётся, что «потерял» своего героя («он что-то запропал и не идёт»). Байрон не стремится дать законченную историю жизни своего героя, он нужен ему, чтобы высказать собственное суждение о действительности, собственную реакцию на неё.

Поэтому линия Чайльд Гарольда прерывается, а в третьей и четвёртой песнях почти полностью сменяется лирическими отступлениями, выражающими личные размышления автора. В этом и состоит, прежде всего, романтический характер «Паломничества Чайльд Гарольда». Однако переживания и поэта, и его героя, связанные с конкретным историческим моментом, даны крупным планом, масштабны и поэтому воспринимаются как общечеловеческие, как выражение неудовлетворённости всем мироустройством и судьбой человека в мире.

Поэма Байрона звучит как исповедь и одновременно как декларация романтического настроения. VI. Домашнее задание
1. написать сочинение-миниатюру «Лирический герой и байронический герой в творчестве Дж. Байрона».

2. индивидуальное опережающее задание: А) подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Жуковского; Б) подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Певец во стане русских воинов».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector