П. П. Бажов – Автор замечательных сказов

Автор замечательных сказов - «Малахитовой шкатулки» - Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился на Урале, в заводском поселке Сысерть. Отец его был рабочим-медеплавильщиком. Когда Бажову было 14 лет, его семья переехала в Полевской завод. На всю жизнь запомнил будущий писатель старого полевского сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, по прозвищу дед Слышко, который рассказывал заводским ребятишкам у караулки на Думной горе рабочие предания и легенды о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе, «вольных людях» - разбойниках из крепостных, Пугачеве. Заводские рассказчики и песенники пробудили у Бажова поэтические силы. Не случайно в годы своей писательской славы он называл себя «сказителем в литературе». Бажов окончил заводскую школу, духовное училище в Екатеринбурге, Пермскую семинарию и стал народным учителем. Весь этот период учебы и работы он продолжал накапливать материалы по истории, быту и устному творчеству уральских рабочих, с увлечением читал и изучал произведения русских классиков.

Начало литературной деятельности Бажова совпало с бурными годами революции. В 1918 году он вступил в ряды Коммунистической партии, был комиссаром на фронтах гражданской войны, редактировал фронтовые газеты, писал очерки, фельетоны. Уже в первой книге «Уральские были» (1924) писатель создал поэтические образы дореволюционных мастеровых. В произведении ощущалась сатира на владельцев заводов и их прислужников. «Малахитовая шкатулка» была напечатана в 1939 году. В последующие годы писатель пополнял свою книгу все новыми и новыми произведениями. Сказы Бажова предназначались взрослым. Они носят глубокий философский характер. Но многие сказы писателя доступны детям начальных классов и давно вошли в круг детского чтения. Это объясняется народной простотой их поэтического языка и сюжетно-композиционного построения. Четкое и последовательное развитие темы, контрастные образы, вызывающие сразу же положительные или отрицательные эмоции, обилие интригующих сказочных мотивов, питающих мечту ребенка о чудесном,- все эти особенности сказов «Малахитовой шкатулки» обеспечили им большую популярность в детской среде. Сказы Бажова являются еще одним подтверждением той истины, что сказочная форма повествования помогает донести до сознания маленького читателя достаточно сложное содержание. Писатель создал в жанре литературного сказа образ рабочего человека и раскрыл идейно-эстетические богатства рабочего фольклора. В историческом прошлом рабочего класса и его устном творчестве писатель, по собственному признанию, стремился выделить «те точки, которые занимательны для современного читателя»: созидательный труд, патриотизм и революционность народа. И в жанровом отношении сказы Бажова были оригинальными произведениями советской художественной литературы. Писатель разрабатывал устные рассказы рабочих о подлинных явлениях жизни. В основе сказа, писал Бажов, «лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».

Отсюда в сказах Бажова такое богатство исторических мотивов. Они воссоздают жизнь, труд и быт уральских рабочих, их духовный мир, развитие горной промышленности, типические конфликты XVIII - начала XX века. Исторически реален не только дедушка Слышко, повествующий в бажовских сказах о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе. Из жизни взяты и такие персонажи «Малахитовой шкатулки», как землепроходцы Ермак и Атласов, основатели уральских заводов Строгановы и Демидовы, вожди освободительного движения Пугачев и Салават Юлаев, прославленные мастера литейного и гранильного дела Василий Торокин, Иван Бушуев и др. Бажов реалистически рисует положение крепостных рабочих. В тяжелых испытаниях и нищете проходит жизнь талантливого камнереза Данилы («Каменный цветок»). Та же участь ожидает его сына Митю («Хрупкая веточка»). Добывая медь, горняк Левонтий «позеленел весь», а когда вконец «изробился», отпустил его приказчик на «вольные работы»: теперь, мол, «никуда его не надо» («Про Великого Полоза»). Даже молодой и здоровый парень Андрюха не выдерживает горного каторжного труда: «с полгода ли, с год» пробыл он в руднике и «тень тенью стал» («Две ящерки»). Однако для крепостного рабочего труд был не только страданием. «Малахитовая шкатулка», по словам А. Суркова, повествует о мастерах, «умевших и в черной ночи рабского труда нести неугасимый огонь трудового вдохновения». Новаторство Бажова в том, что он сумел осмыслить труд как искусство, ставшее для рабочего человека источником высоких нравственных и эстетических переживаний и представлений. В этой важной теме Бажов опирался на рабочие предания и легенды, которые поэтизировали умельцев, и на принципы, высказанные Горьким, о необходимости советскому писателю избрать труд «основным героем» своих книг, «научиться понимать труд как творчество».

Как и в рабочем фольклоре, умельцы у Бажова социально активны, охвачены жгучей ненавистью к поработителям, способны отстоять свое человеческое достоинство и пожертвовать своей жизнью во имя народного счастья. Когда барин-самодур растоптал «хрупкую веточку», Митя расправился с ним и убежал с завода. Герой сказа «Две ящерки» Андрюха мстит владельцу завода, обманувшему рабочих: он дважды заморозил медеплавильную печь. Героикой классовой борьбы овеян бажовский сказ «Кошачьи уши». Он посвящен Пугачевскому восстанию, охватившему больше половины уральских заводов. Героиня сказа - отважная «руднишпам девчонка» Дуняха - пробирается сорок верст «страшенным лесом» в Сысерть, чтобы узнать о настроениях маете' ровых. Вернувшись в Полевской завод, она кричит рабочим: «Хватай барских-то! Прошло их время! По другим заводам давно таких-то кончили!» Когда восстание потерпело поражение, Дуняха вместе с рабочим Матвеем уходит в леса. Она становится «вольным человеком», беглым крепостным-мстителем.

Бажов писал о «тайной силе», выступающей в горняцких устных рассказах: «Эта сила неизменно противодействует барам и заводскому начальству и помогает рабочим, но не всем, а только таким, которые отличаются положительными качествами». Носителем этих классовых симпатий и антипатий выступает прежде всего Хозяйка Медной горы. Всесильная и всезнающая Хозяйка помогает товарищу Степана выйти из беспросветной нужды («Медной горы Хозяйка»), спасает от барской ярости рабочего Андрюху («Две ящерки»). Искренне и неподдельно любя рабочих, оно сурово карает их врагов: подводит под барские плети «нюхалку-наушника» Ваньку Сочня («Сочневы камешки»), сводит с ума «косого зайца» заводчика Турчанинова («Малахитовая шкатулка»), превращает в глыбу пустой породы жестокого приказчика Северьяна («Приказчиковы подошвы»), калечит «заграничную барыньку» и подхалима-надзирателя Ераску Поспешая («Таюткипо зеркальце»).

Специальный цикл произведений Бажов написал для детей. «Сказами детского тона» он называл «Серебряное копытце», «Голубую змейку», «Огневушку-Поскакушку», «Таюткино зеркальце». Изображая здесь ту же социально-бытовую среду и те же явления жизни, что и в сказах для взрослых, Бажов, однако, выдвигает на первый план образ ребенка, его своеобразное восприятие мира. За исключением «Таюткиного зеркальца», «сказы детского тона» менее публицистичны и философичны, чем основные циклы сказов «Малахитовой шкатулки».

Герой-ребенок не оторван у Бажова от взрослых. Он зачастую помогает глубже понять духовный облик рабочих. Высокой гуманностью, любовью к слабому и беззащитному существу проникнуты отношения рудобоев к попавшей в шахту маленькой Таютке. Берегут ее в шахте, потешают, кто как умеет. Кто на порожней тачке подвезет, кто камешков узорчатых подкинет,- пишет Бажов.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector