Охарактеризуйте Просвещение как идейное движение и литературную эпоху

ХVІІІ столетие вошло в историю человечества как эпоха Просвещения. Эти пор подготовило предыдущее ХVІІ столетие: его выдающиеся открытия в разных областях науки изменили взгляд на мир, а английская буржуазная революция покачнула представление о неизменности существующих государственных устройств. Изменения в общественном сознании ярчайший оказались в могущественном идейном движении, которое и получил название Просвещение.

В системе взглядов деятелей Просвещения важнейшими были понятие Ума и Природы. Просветители утверждали, что мир устроен гармонично и рационально, человек - совершенное существо, так как она владеет важнейшей естественной ценностью - умом. Поэтому человек должен понять универсальные законы гармонии, за которыми построенный мир, и придерживаться их в общественной и личной жизни. Распространение знаний просветители считали своим долгом. Неслучайно в середине ХVІІІ ст. издание французской «Энциклопедии», в которой излагались новые научные взгляды, стало событием общественного значения. Французские просветители поставили перед собой задача: объяснить жизнь из позиций Ума, так возникшая самая идея «Энциклопедии». Возглавили издание математик Дъаламбер и философ и писатель Д. Дидро. Статьи к «Энциклопедии» писали почти все известные мыслители того времени - Руссо, Вольтер, Гольбах и прочие. Выдавалась «Энциклопедия» почти 30 лет и состояла из 28 томов.

Просветители считали, что естественный залог человека - залог свободы, а не своеволие. Человек должен подчиняться законам природы: ум учит, что никто не имеет права угрожать жизни, здоровью, свободе, имуществу другого. Поэтому просветители выступили против угнетения народных масс, против духовного порабощения человека церковью, когда истинная вера подменяется определенным ритуалом и догмами. Большого значения просветители предоставляли образованию, считая, что каждый человек должна быть просвещенной, в этом ручательство общественного и личного счастья. Выдающиеся философы в свое время Вольтер, Дидро, Руссо состояли в переписке с коронованными лицами, давали полезные советы относительно развития культуры, образования, считая, что таким образом могут повлиять на общественный прогресс. Среди просветителей было распространено понятие «гражданин мира», которое отбивало просветительскую веру в общечеловеческое единство Ума и Природы. Ф. Шиллер, например, провозглашал: «Я пишу как гражданин мира, который не служит ни одному с князей».

Просветители предложили и новый взгляд на литературу. Она объявляется существенным средством перестройки общества, и в этом заключалась ее главное отличие от литературы предыдущего ХVІІ ст. ХVІІІ столетие называют возрастом книги. Чтение стало главным развлечением просвещенных людей. Возникшая журналистика, которая откликалась на актуальные проблемы в свое время, сделала информацию доступной широкому кругу читателей. Важный признак времени - отвесное увеличение количества печатной продукции. Одновременно с «Энциклопедией» Дидро и Дъаламбера, какая имела небольшой тираж и по цене была доступная только зажиточным людям, выходят из печати брошюры и памфлеты, благодаря которым высокие идеи просветителей распространялись, становились доступными широкой массе.

Границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами становились не такими четкими. Популярным в то время стал жанр эссе - раздумье писателя на ту или другую тему. Возрастало значение мемуаров и эпистолярного жанра. Воспоминания и письма Д. Дидро, Вольтера, К. Гоцци, Дж. Свифта воспринимаются и сегодня как памятки литературной и общественной мысли.

Популярностью пользовался и другой документальный жанр - подорожные заметки, которые давали широкое пространство для рисования картин быта и обычаев, социальных обобщений. Например, Смоллет более чем за двадцать лет до французской революции предусмотрел это событие в книге «Путешествие Францией и Италией».

И все же художественная литература Просвещения опережала теоретические выводы просветительской философии. А логика художественных образов действовала сильнее, чем абстрактные схемы. Например, образ Робинзона Крузо из романа Д. Дефо повлиял на сознание современников значительно больше, чем теории английских экономистов, на которые опирался автор. Больше того, эти теории оказались нежизнеспособными, а роман Дефо и герой продолжают свою жизнь, захватывая читателей своей верой в возможности человека.

Просветительская литература поражает тематическим богатством и жанровым разнообразием. Выражение Вольтера - «Все жанры красивые, кроме скучного» - метко характеризует стремление писателей избегать преимущества какого-то одного жанра. Но все же ХVІІІ ст. считается временами прозы, а среди прозаических жанров особой чтимым был роман, который давал возможность авторам высказать свои взгляды глубоко и всесторонне и воплотить их в конкретные образа.

Просветительский роман начал английский писатель Д. Дефо, который в оскорблении Робинзона Крузо впервые изобразил обычный человека, который благодаря своему здоровому толку и знаниям вышла победителем в борьбе со всеми ненастьями. Идею «естественного воспитания» воплотил в оскорблении Тома Джонса автор первого социально-бытового романа, выдающийся английский писатель Генри Филдинг. Джонатан Свифт нашел интересную форму для изобличения недостатков общественной жизни в романе «Странствования Гулливера». Проблемы внутренней свободы человека исследовал Гете в романе «Страдание молодого Вертера».

Трибуной просветительских идей пруд и театр. Пьесы Гольдони, Бомарше, Шиллера были рассчитанные на широкий круг зрителей, а не на узкий круг «настоящих почитателей прекрасного». Исключительная сила влияния просветительских драматических произведений была не только в том, что со сцены провозглашались приговоры старым феодальным порядкам. Глубоко волновал зрителей оскорблений положительного героя, который воплощал высокий моральный идеал. Важной чертой драматургии было и то, что авторы часто не идеализировали своих героев, а показывали их разногласия и стремления эти разногласия преодолеть.

В последние десятилетия ХVІІІ ст. важную роль в литературе Просвещения начинает отыгрывать поэзия. Расцвет поэзии связан с новым взглядом на народное творчество, который отобразился, в частности, в творчестве Гете и Шиллера, Бернса. Открытие богатой образности народной поэзии, ее стремление художественно осмыслить действительность тоже принадлежит деятелям Просвещения.

Как идейное движение Просвещение в художественном творчестве представлено разными направлениями. На смену барокко в искусстве ХVІІІ ст. пришел стиль рококо, с его изысканностью формы, остроумной и капризной игрой словом. Поэты этого направления прославляли жизни как праздник мгновенной жизненной радости. Для многих писателей поэзия рококо стала школой поэтического мастерства и освобождение Чувства от диктата Ума. Поэтому признака рококо заметные и в произведениях Вольтера, Дидро, молодого Гете.

Существенных изменений под влиянием идей Просвещения испытал классицизм. Новое содержание требовало новых средств изображения. Французский классицизм в начале ХVІІІ ст. воспринимался как образец искусства этого направления в большинстве стран Европы. Но в художественной практике классицистические правила поднимаются даже на родине теоретиков этого направления. Так, Вольтер один из первых в просветительской драматургии сосредоточил свое внимание не на отдельной личности, а на среде, частицей которого является эта личность. Особое явление просветительской литературы - «веймарский классицизм» Гете и Шиллера.

Совсем новым направлением в литературе ХVІІІ ст. стал сентиментализм, из его культом чувств. Культ чувств не противоречил просветительскому культу Ума, ведь ум и чувства считались одинаково присущими «естественному человеку». Сентиментализм возник на более поздних этапах Просвещения, когда оказалась ограниченность рационалистического подхода к жизни. Как художественное направление сентиментализм открыл новые возможности в изображении человеческой личности. Но, сосредоточившись на изображении чувства, некоторые писатели действительность подменяли условными и абстрактными обстоятельствами. Тем не менее, произведения таких авторов, как Руссо и Стерн, в значительной мере повлияли на творчество Стендаля, Л. Толстого и вообще реалистическую литературу ХХ ст.

Просвещение сыграло важную роль в развитии реализма. Требования жизненной правды, глубокого изображения сущности человека провозглашались выдающимися писателями-просветителями Филдингом, Дидро, писателями - штюрмерами. Реалистической литературы требовал сам читатель и с особым доверием относился к произведениям, авторы которых убеждали, что события в их книжках не выдуманы, а настоящие. Успех романов «Помела» Ричардсона или «Страдание молодого Вертера» Гете объясняют и тем, что читатели наивно верили в то, что издателям повезло использовать настоящие письма и записи героев. Для самых писателей эта иллюзия правдоподобия была лишь средством создания художественного образа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector