x x
menu

Отрывки из произведения М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера»

Рождение будущего драматурга какая-то акушерка... приняла 13 января 1622 года у любезной госпожи Доклей» урожденной Крессе, первого ребенка - недоношенного

малыша мужского пола.

С уверенностью могу сказать, что если бы мне удалось объяснить уважаемой повитухе, кого именно она принимает, возможно, что от волнения она нанесла бы какой-то вред малышу, а вместе с тем и Франции.

И вот: на мне жупан с огромными карманами, а в руке моей не стальное, а гусиное перо. Передо мною горят вощинные свечки, и мозг мой зажжен.

—        Сударыня! - говорю я.- Осторожнее возвращайте малыша. Не забудьте, что он родившийся прежде срока. Смерть этого малыша означала бы тяжелую потерю для вашей страны!

—        Мой Бог! Госпожа Поклен родит другого.

—        Госпожа Поклен никогда больше не родит такого, и ни одна другая госпожа на протяжении нескольких столетий такого не родит.

—        Вы меня приводите в удивление, господин!

—        Я и сам удивлен. Поймите, что пройдет три столетия, и в далекой стране я буду вспоминать вас только потому, что вы сына господина Поклена держали в руках.

—        Я держала в руках и более знатных малышей.

- Что вы понимаете под словом - знатный? Этот малыш станет более известным, чем ныне правящий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменитым, чем следующий король, а этого короля, госпожа, назовут Людовиком Великим, или Королем-Солнцем.

...Ах, госпожа моя! Что вы рассказываете мне о каких-то знатных малышах, которых вы держали когда-то в руках! Поймите, что этот ребенок, которого вы принимаете сейчас в покленовском доме, это не кто иной, как господин Мольер!

Ага! Вы поняли меня? Так будьте же осторожны, прошу вас! Скажите, он вскрикнул? Он дышит? Он живой!

Как Жан Батист Поклен стал Мольером. Без лишней скромности группа называла будущий театр Блестящим театром, а все, кто входил в него, называли себя «Дети Семьи».

Жан Батист Поклен с момента учреждения «Блестящего театра» прекратил существование, и вместо него в мир пришел Жан Батист Мольер. Откуда взялась эта новая фамилия? Неизвестно. Кое-кто объясняет, что Поклен воспользовался распространенным в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие - что Жан Батист назвался Мольером по названию какой-то местности... Кто-то говорит, что он взял фамилию одного из писателей, который умер в 1623 году... Словом, он стал - Мольером.

Первая постановка пьесы «Мещанин-во дворянстве».

«Мещанин» был сыгран в Шамборе впервые 14 октября 1670 года, и темный ужас охватил Мольера после спектакля: король не выговорил ни единого слова по поводу пьесы. Прислуживая королю за торжественным ужином после спектакля в роли камердинера, Мольер был полумертвый. Молчание короля немедленно дало пышные результаты. Сразу же не осталось ни одного человека, который бы не обругал пьесу Мольера (не в присутствии короля, обычно).

16 октября состоялся второй спектакль, и снова на нем присутствовал король. Когда спектакль закончился, он подозвал к себе Мольера.

—        Я хотел вам сказать о вашей пьесе, Мольер,— начал король.

«Ну, убей меня!» - прочитали все в глазах Мольера.

—        Я ничего не сказал вам после премьеры из-за того, что не мог высказаться о ней. Ваши актеры слишком хорошо играют. Но теперь я вижу, что вы написали прекрасную пьесу, и ни одна из ваших пьес не доставила мне такого удовлетворения, как эта.

Только король отпустил Мольера, как его окружили все придворные и начали восхвалять пьесу. Причем больше всего ее хвалил тот, кто накануне говорил, что Мольер исчерпал себя как драматург.

Последний спектакль.

Вечером на палерояльской сцене смешные врачи в черных колпаках и аптекаре с клистирами посвящали во врачи бакалавра Аргана:

Если больной еле дышит

И не может говорить!..

Бакалавр Мольер весело воскликнул в ответ: Умный врач в то время припишет

Кровь бедняге отворить!

Дважды присягал бакалавр на верность медицинскому факультету, а когда президент начал требовать третьей присяги, бакалавр ничего не ответил, неожиданно застонал и упал в кресло. Актеры на сцене вздрогнули и стушевались: такого не должно было быть, да и стон казался натуральный.

Аж вдруг бакалавр поднялся, рассмеялся и воскликнул на латыни:

- Присягаю!

В партере ничего не заметили, и только некоторые актеры заметили, что лицо бакалавра изменило цвет, а на лбу у него выступил пот.

Тест для самоконтроля

1. Классицизм как литературное направление наибольшего развития получило:

а)         в Англии;

б)         в Италии;

в)         во Франции.

2.         Главным теоретиком классицизма как литературного направления был:

а)         Ж. Б. Мольер;

б)         Н. Буало;

в)         П. Корнель.

3.         Образцом совершенства в эпоху классицизма считалось:

а)         античное искусство;

б)         искусство эпохи Возрождения;

в)         искусство барокко.

4.         Основным конфликтом для многих классицистических произведений

является конфликт между:

а)         страстью и умом;

б)         героем и обществом;

в)         представителями старшего и младшего поколения.

5.         «Высокими» жанрами в классицизме считались:

а)         комедия;

б)         трагедия;

в)         сатира.

6.         Жан Батист Поклен - это:

а)         театральный псевдоним Мольера;

б)         настоящее имя Мольера;

в)         девичья фамилия его матери.

7.         Театр, который открыл в Париже Мольер, имеет название:

а)         «Глобус»;

б)         «Блестящий»;

в)         «Дети Семьи».

8.         Мольер написал пьесу:

а)  «Прометей Прикованный».

б)        «Гамлет»;

в)         «Мизантроп».

9. В этой комедии Мольер сыграл, в последний раз:

а)         «Смешные манерницы»;

б)         «Мещанин-во дворянстве»;

в)         «Притворный больной».

10.       Эту пьесу Мольера было запрещено не только ставить, но и читать:  .

а)         «Мещанин-во дворянстве»;

б)         «Тартюф»;

в)         «Донжуан».

11.       События пьесы «Мещанин-во дворянстве» происходят:

а)         в Париже;

б)         в Гамбурге;

в)         в Лондоне.

12.       По жанру «Мещанин-во дворянстве»:

а)         комедия;

б)         трагедия;

в)         драма.

13.       Пьеса «Мещанин-во дворянстве» создана по законам:     .

а)         романтизма;

б)         классицизма;

в)         реализма.

14.       Господин Журден стремится:

а)         разбогатеть;

б)         вступить в брак с маркизой;

в)         стать благородным дворянином.

15.       Достичь цели господину Журдену не удалось из-за:

а)         отсутствия образования;

б)         коварных действий графа Доранта;

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать