Отображение в героических эпосах воина-защитника

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  систематизировать сведения о народных эпических песнях; глубже раскрыть идейную сущность каждого из сравниваемых произведений, определить причины их похожести и отличия; развивать навыки формулирования и аргументирование собственной мысли; оказывать содействие пониманию духовного единства европейских литератур.

Ход урока.

І. Мотивация темы.

1. Чтение учителем стиха В. Высоцкого «Баллада о борьбе».

  • Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
  • Средь военных трофеев и мирных костров
  • Жили книжные дети, не знавшие битв,
  • Изнывая вот мелких своих катастроф.
  • Детям вечно досаден их возраст и быт,
  • И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
  • Но одежду латали нам матери в срок,
  • Мы же книги глотали, пьянея от срок.
  • Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
  • И сосало под ложечкой сладко от фраз,
  • И кружил наши головы запах борьбы,
  • Со страниц пожелтевших слетая на нас.
  • И пытались постичь мы, не знавшие войн,
  • За воинственный клич принимавшие вой,
  • Тайну слова «приказ», назначенье границ,
  • Смысл атаки и лязг боевых колесниц.
  • А в кипящих котлах прежних войн и смут
  • Столько пищи для маленьких наших мозгов!
  • Мы на роли предателей, трусов, иуд
  • В детских играх своих назначали врагов.
  • И злодея следам не давали остыть
  • И прекраснейших дам обещали любить,
  • И, друзей успокоив и ближних любя,
  • Мы на роли героев вводили себя.
  • Только в грезы нельзя насовсем убежать –
  • Краткий век у забав - столько боли вокруг!
  • Попытайся ладони у мертвых разжать
  • И оружье принять из натруженных рук.
  • Испытай, завладев еще теплым мечом
  • И доспехи надев, что почем, что почем,
  • Разберись, кто ты, трус иль избранник судьбы,
  • И попробуй на вкус настоящей борьбы.
  • И когда рядом рухнет израненный друг,
  • И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
  • И когда ты без кожи останешься вдруг
  • Оттого, что убили его, не тебя,
  • Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
  • Что оскал у забрал - это смерти оскал.
  • Ложь и зло - взгляды, как их лица грубы,
  • И всегда позади воронье и гробы.
  • Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
  • Если, руки сложа, наблюдал свысока,
  • А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
  • Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.
  • Если, путь прорубая отцовским мечом,
  • Ты соленые слезы на ус намотал,
  • Если в жарком бою испытал, что почем,
  • Значит, нужные книжки ты в детстве читал.

Я долго думала, как начать наше занятие сегодня. Перебирала мысленно слова, фразы. И наконец остановилась на стихе русского поэта В. Высоцкого. Как вы думаете, почему?

Действительно, эта баллада возвращает нас во времена рыцарства. И в то же время она обращена в будущее. В ней звучат те же самые вопросы, что и в героических эпосах средневековья: «Кто они, рыцари?», «Каким надо быть, чтобы потомки сохранили о тебе признательную память?», «Как жить, чтобы приумножить честь своего рода?».

2. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы обратимся к героическому эпосу «Песня о Нибелунгах», былинах об Илье Муромце, балладах о Робин Гуде, юношеской песне «Смерть матери Юговичей», вспомним события, героев, сопоставим их образы и ответим на вопросы: «Какой идеал воина-защитника сложился в средневековой Европе?» и «Почему в литературах разных стран появились похожие произведения и герои?».

ІІ. Выполнение задач коррекционно-консультативного этапа усвоения знаний.

А сейчас — в дорогу. В необыкновенный мир рыцарства.

•   Скажите, каким должен быть рыцарь? (Подготовленный ученик провозглашает кодекс рыцаря).

1.         Морально-этический кодекс рыцаря.

В средневековой Европе сложился морально-этический кодекс рыцаря:

1.         Рыцарь - это юноша из благородной семьи.

2.         Рыцарскому делу его учит чтимый, опытный воин.

3.         Рыцарь должен хорошо владеть оружием, быть хорошим всадником.

4.         Рыцарь должен защищать интересы государства, быть богобоязненным.

5.         Рыцарь должен избегать негодных поступков, с оружием в руках бороться за правое дело, становиться на защиту вдов и сирот.

6.         Рыцарь обязан быть верным вассалом, не имеет права нарушать данное слово.

Каждый рыцарь начинал свою жизнь воина оруженосцем. Сейчас задача для них. Они должны отобрать вещи, которые принадлежат Илье Муромцу, Робин Гуду, Зигфриду, Юговичам. (Задачи выполняют более слабые ученики).

2.         Страница, посвященная Германии.

А тем временем вспомним народных певцов, которые донесли к нам рассказы о временах славы. Слово шпильману.

2.1.      Рассказ шпильмана.

Шпильман - автор и исполнитель средневековых французских эпосов. Певцы ходили от города к городу, от села к селу. Их всегда радушно встречали, так как они были той ниточкой, которая связывала крестьян и мещан с большим миром. Они и составили «Песню о Нибелунгах», в основу которой положены недавние события, которые рассказывали о том, как кочевые племена готов захватили Нормандию.

Я увидела удивление на ваших лицах. Чем оно вызвано? (В рассказе шпильмана много ошибок, есть новая информация).

Попробуем исправить ошибки, допущенные шпильманом, и запишем новые для вас факты.

2.2.      Допущенные ошибки.

1.         Немецких эпосов.

2.         События 5 ст. н.э.

3.         Племена гуннов.

4.         Захватили Бургундское королевство.

Тем временем оруженосцы выполнили задачи. Им слово.

1)         Зигфрид - сундучок, Бальмунг, листок, дракон.

2)         Илья - меч-кладенец, стрела, копье, Киев.

3)         Робин Гуд - лук и стрела, рог, белый платок, дуб.

4)         Юговичи - копье, лев, сокол, обручальное кольцо.

Мы не можем представить рыцаря без оружия. Так же не представляем витязя без герба. В средние века появилась большая группа людей - герольдов, которые создавали гербы и девизы рыцарей.

Творцы гербов Зигфрида, Ильи Муромца, Робин Гуда, Юговичей, Вам слово. (Домашняя работа - создание гербов).

3. Работа в группах 2-я группа.

•          Что в «Песне о Нибелунгах» принадлежит к фантастическому и давно прошлому, а что — к жизни Германии ХІІ ст.?

3-я группа (группа сильнейших учеников).

•          Некоторые исследователи склонны считать, что когда в произведении изображаются пышные праздники, турниры, обычаи, то эта «Песня…»— вершина похвал феодальных обычаев Германии. Согласны ли вы с этим утверждением?

1-я группа (группа самых слабых учеников).

•          Какой эпизод проиллюстрировал художник?

•          Почему вы так думаете?

•          Какие слова «Песни…»могут стать подписью к иллюстрации? («Так любовь кончилась горем», «Так погиб род бургундских королей»).

•          Почему, по вашему мнению, художник создал черно-белую иллюстрацию?

•          Какие еще цвета можно было бы добавить?

Первую строку таблицы заполняет один из учеников 3-й группы (работа с таблицей проводится на протяжении модульного занятия).

Название произведения      Изображенное время           Время создания         Идея произведения

«Песня о Нибелунгах»          V ст.    ХІІ ст. Прославление рыцарства, осуждение феодальных междоусобиц, призыв к единству

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»    ІХ ст.  ІХ-ХІІІ ст.      Прославление рыцарства, христианства. Осуждение измены, междоусобиц. Призыв к единству. Защита народа

3.2. Обсуждение ответов 2-й и 3-й групп.

4.         Путь к Киевской Руси.

Вспомним былины. Предоставляем слово гусляру, который расскажет о времени и истории возникновения былин.

4.1. Рассказ гусляра.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector