Осуждение войны в рассказе « Путник, когда ты придешь в Спа…»

Сочинение - размышление по мотивам рассказа Генриха Белля. Война - ужасное слово. Она несет с собой смерть, все, что разрушает гармонию людских отношений. Пройдя кровавый ад жестоких боев, будучи четыре раза раненным, немецкий писатель Генрих Белль к глубине души возненавидел войну, которая зал шилась в его памяти «ужасной машиной отупения». Про страшные года фашистского террора, о военных преступлении, о вине немецкой наций перед странами Европы пишет писатель в наилучших своих произведениях: «Где ты был, Адам?», «Путник, когда ты придешь в Спа...»

Вообще, «Путник, когда ты придешь в Спа...» - начало древнегреческого стихотворения о битве спартанських воинов под Фермопилами, написанного поэтом V ст. к н.э. Симонидом Кеоским. Спартанцы погибли все до одного, защищая родину. «Путник, когда ты придешь в Спа...рту, поведай там, что ты видел. Здесь мы все полегли, так как так велел нам закон», - эти строки были известны в Германии еще во времена Шиллера, который сделал перевод упомянутого выше стиха. С того времени, как Германия стала империей, она отождествляла себя с гармонической античностью. Служение империи освящалось идеей справедливости войн, к которым школа готовила немецких юношей, хотя эти войны могли быть только грабительскими. Стих о битве при Фермопилах - давняя формула подвига в справедливой войне. Одурачивая немецкую молодежь своими будто бы гуманными лозунгами, фашизм прибавил к нацистскому воспитанию откровенный расизм, культ насилия.

Герой рассказа молодой раненный солдат постепенно узнает гимназию, в которой учился на протяжении восьми лет и которую оставил лишь три месяца назад, когда его было отправлено на фронт сразу со школьной парты. В доме, где прошли длинные года обучения, расположился пункт медпомощи. Раненный мальчик видит знакомые скульптуры, знакомые залы, ступеньки. «Ни одно чувство ничего тебе не говорит, что ты в своей школе... которую всего три месяца назад покинул. Неужели же ты, проучившись здесь восемь лет, познал бы все самыми лишь глазами?»- раздумывает обессиленный солдат. Герою рассказа все безразлично, будто его принесли «к какому-то музею города мертвых». Мир, который чему-то познавали его глаза, был глубоко чужой для него и неинтересный. Но с самого начала он замечает, что мертвых Солдатов выносят где-то в подвалы школы, т.е. школа - милый сердцу дом детства, радости, смеха - превратилась на морг. Когда юноши несли по ступенькам к операционной, он заметил, что над дверями зала для рисования нет креста, а на перекрашенной стене остался лишь яркий нужно от него. Автор подводит нас к выводу, что дела гуманные и добрые нельзя уничтожить, они вечные.

Когда мальчика положили на операционный стол, за плечами врача он увидел на доске надпись, сделанная несколько месяцев назад его собственной рукой.

  • «Увидеть свое письмо - хуже, чем увидеть себя самого в зеркале. Идентичность собственного письма я никак не мог подвергнуть сомнению».

Момент узнавания в рассказе совпадает с моментом, когда герой осознал, что у него нет обеих рук и правой ноги. Вот чем закончилась система воспитания, которую установили «они», т.е. фашисты, в гимназии святого Фомы. Один из постулатов которой, наверное, был, как и в библейской заповеди: «Не убей!» Именно фраза «Путник, когда ты придешь в Спа...» неслучайно появляется на доске в немецкой гимназии, так как она раскрывает суть системы воспитания в фашистской Германии, построенной на обмане. Отождествляя себя со спартанцами, фашисты убивали. Молодые мысли о справедливых войнах, тем самым готовили «пушечное мясо» для завершения своих античеловеческих намерений. Но, как известно из истории, мир признал героизм отважных воинов Спарты и осудил гитлеризм, явившись против него и уничтожив его общими усилиями. Герой Генриха Белля, раненный юноша, лишенный индивидуальных черт, так как именно этим автор старался подчеркнуть, что такая судьба постигла многих немцев, одураченных и использованных фашизмом. Человек, который лишен исторического памяти, обрекает себя на духовное обнищание. Любой из нас должен ощущать неразрывная связь эпох, поколений, традиций.  Стойкость, героизм и человечность солдат, сложные логические коллизии на трудных военных условий - такая тематическую направленность большинства антивоенных произведений. Немецкого  прозаика интересует, прежде всего, проблема «человек на войне», человек обычный, рядовая. В рассказе Генрих Белль будто умышленно не дает своему герою имени, лишает его выразительных индивидуальных признаков, подчеркивая, таким образом, обобщенный характер образа. Он, совсем по-иному постигает окружающий мир и то, что с ним произошло. Ему все «такое далекое и безразлично». Мир, который он воспринимал самыми лишь глазами (не душой!), был ему «глубоко чужой и неинтересный». Даже родная гимназия, которую он оставил только три месяца назад, казалась «музеем города мертвых».  Хотя как настойчиво работало сознание раненого, он не мог ответить на вопрос, за что его ужасно искалечено (обрубок, а не человек!), поэтому и фраза не окончена: «Пошел со школы на фронт и полег за...» Фашистские идеологи заторачивали молодые гловы баснями о справедливой войне, защите интересов арийской наций, а на самом деле готовили «пушечное мясо» для осуществления нечеловеческих, захватнических планов «бесноватого фюрера».

Так постепенно я пришел к выводу: маленький рассказ Генриха Белля пронизан высоким антивоенным пафосом, и вдобавок там говориться  не только о возражении фашизму, а и любой войны. Нужно беречь мир, покой, гармонию в жизни, не становиться жертвами привлекательных лозунгов, помнить всегда и всюду, что назначение человека жить, создавать, не убивать себе подобных. Именно это подчеркивает немецкий писатель Генрих Белль. Г. Белль писал о войне с неподдельной, суровой правдивостью. Ему было больно за своих современников, которые шли на захватническую войну и отдавали свою жизнь ради фальшивых идеалов. Произведения Г. Белля, пронизаны одинаково мощным гуманистическим пафосом, гневным осуждением войны, ее разрушительной сути, губительного влияния на человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент